ПЛЕШАКОВ Владимир Андреевич

 

 

Главный редактор и создатель

информационно-просветительского интернет-портала "Homo Cyberus"

 

Главный редактор

электронного научно-публицистического журнала "Homo Cyberus"

 

 

 

Ученая степень: кандидат педагогических наук (2002 г.)

Ученое звание: доцент по кафедре педагогики высшей школы (2007 г.)

Работает в ФГБОУ ВПО "Московский педагогический государственный университет" (МПГУ) на факультете педагогики и психологии (ФПП) с 2002 года, с 2002 - ассистент, с 2003 - старший преподаватель, с 2004 года по 2015 год - доцент, с 13 апреля 2015 годапрофессор кафедры социальной педагогики и психологии.

Ученый секретарь диссертационного совета Д 212.154.11 при МПГУ по защите кандидатских и докторских диссертаций по педагогическим наукам (с 2007 г. по н.в.).

Член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования (МАНПО) (с 2005 г.)

 Член-корреспондент Международной академии наук информации, информационных процессов и технологий (МАН ИПТ) (с 2012 г.)

Член Союза писателей-переводчиков Московской городской организации Союза писателей России (с 2010 г.)

 

Соучредитель, научный консультант и тренер НОЧУ "Психолого-педагогический институт воспитания" "Искусство тренинга" (с 2002 г.)

 

 

Лауреат именных стипендий Правительства РФ (2000 г.), Президента РФ (2001 г.) за научные успехи и достижения.

 

 

Автор научной теории психовозрастного статуса личности (1999 г.)

Автор научной теории КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА (2005 г.)

 

Победитель конкурса на право получения грантов Президента РФ (2010 г.) по государственной поддержке молодых российских ученых - кандидатов наук - в области знания общественные и гуманитарные науки, проект МК-7744.2010.6 по теме «Психовозрастные основы инновационного социально-педагогического феномена киберсоциализации человека» (2010-2011 гг.)

 

 

 

Награжден памятной медалью "А.П. Чехов" решением наградной комиссии Московской городской организации Союза писателей России и Союза писателей-переводчиков "За высокие достижения в профессиональной деятельности, а именно за содействие просвещению и духовному развитию нации" (2010 г).

 

Победитель Всероссийского творческого конкурса долговременных программ патриотического воспитания в рамках реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг." с проектом "Патриотическое воспитание в контексте киберсоциализации" (Министерство образования и науки РФ, 2011 г.)

 

 

 

Лауреат Всероссийского конкурса научно-инновационных педагогических разработок по теме "Безопасность в Интернете" в номинации "Безопасный Интернет глазами детей" за социальный ролик "ШКОЛА КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ" (Ростелеком, 2012 г.)

 

 

 

Приглашенный специалист проекта «New Media Protect», реализуемый Ровенской областной общественной организацией «Ровенский Медиаклуб» (Украина) при поддержке отдела прессы, образования и культуры Посольства США в Украине в рамках программы «Наращивание цифрового потенциала гражданского общества» (2015-2016 гг.) 

Автор порядка 350 публикаций научного и научно-публицистического характера в области педагогики и психологии.

Специалист в сферах социальной педагогики и психологии, педагогики и психологии жизненного пути личности (психовозрастной онтологии), киберонтологии и киберпедагогики, тренинговых технологий развития личности, обучения и киберсоциализации человека.


ОБРАЗОВАНИЕ И КВАЛИФИКАЦИЯ

Высшее образование получил в результате обучения на факультете педагогики и психологии МПГУ по специальности "Социальная педагогика с дополнительной специальностью Психология", присвоены квалификации "социальный педагог", "педагог-психолог" (1994-1999 гг.)

После чего дополнительно обучался на факультете переподготовки специалистов по практической психологии МПГУ по специальности "Практическая психология", присвоена квалификация "практический психолог" (2004-2005 гг.).

Учился в очной аспирантуре на кафедре педагогики высшей школы факультета педагогики и психологии МПГУ (1999-2002 гг.), защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему «Психовозрастной статус личности как фактор социально-педагогической адаптации студентов к профессии педагога-психолога» по специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования.

Присуждена ученая степень кандидата педагогических наук (2002 г.)

Имеет ученое звание доцента по кафедре (педагогики высшей школы), присвоено в 2007 г.

Регулярно повышает свою квалификацию, имеет соответствующие сертификаты и удостоверения (с 1999 г. по н.в.).


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИОГРАФИЯ

Свой профессиональный путь начал в 16 лет, когда, став студентом, пришел в 1994 году работать волонтером в педагогический отряд факультета педагогики и психологии МПГУ, приминимая участие в выездных тренинговых программах как для студентов, в частности, «Психолого-педагогические основы методики преподавания в высшей школе», «Технология конструктивного взаимодействия педагога с подростками», «Основы организации воспитательной работы в школе», так и для школьников, конкретно в "Школе психопластики личности подростка". В педагогическом отряде прошел путь от стажера  до куратора (1994-1995 гг.), далее методиста (1995-1996 гг.) и старшего методиста (1996-1999 гг.), став заместителем руководителя (1999-2002 гг.)

Каждое лето работал вожатым и воспитателем в детских оздоровительных лагерях (ДОЛ) «Кубинка», «Русская сказка», «Московский родник», «Зелёный бор», организуя воспитательную работы с детьми и подростками в условиях кратковременно-закрытого социума (1994-1999 гг.). В 1999 году работал методистом в ДОЛ "Заря", осуществляя контроль деятельности педагогического коллектива, разрабатывая и координируя программу общелагерной работы, осуществляя методическую поддержку деятельности педагогического коллектива, проводя психологическое консультирование и психотерапевтическую работу. В 2000 году работал старшим педагогом, заместителем директора по организационно-воспитательной деятельности в ДОЛ "Солнечный" в зимнюю посленовогоднюю смену с детьми из детских домов.

Работал профконсультантом - специалистом I категории в Центре профессиональной ориентации несовершеннолетних граждан при Подольском Центре занятости населения, осуществляя прием школьников, разрабатывая и реализуя проекты профориентационной направленности (1997-1999 гг.).

Официальную преподавательскую карьеру начал в 1999 году с должности старшего преподавателя кафедры педагогики и психологии факультета педагогики и психологии НОУ ВПО "Московский социально-педагогический институт" (МОСПИ, ныне МСПИ), в котором преподал по январь 2016 года, с 2004 года в должности доцента, с 2015 года в должности профессора. Преподавал дисциплины: "Общая психология" (ранее "Общие основы психологии"), "Социальная педагогика", "Методы активного социально-психологического обучения", "Психология труда", "Основы пофориентологии", "Методология и методы психологического исследования", "Методология и методы психолого-педагогического исследования", "Основы киберсоциализации человека" и др.

В 2000 году за научные успехи и достижения стал лауреатом именной стипендии Правительства Российской Федерации, которую ему вручал Филиппов Владимир Михайлович, тогда министр образования РФ.

В 2001 году за научные успехи и достижения стал лауреатом именной стипендии Президента Российской Федерации, которую име лично вручал Президент РФ Владимир Владимирович Путин.

С 2001 по 2003 года работал сначала старшим преподавателем, а потом доцентом педагогического факультета ГБОУ ВПО города Москвы "Московский городской педагогический университет" в г. Зеленограде. Преподавал дисциплины "Общая психология", "Методология и методы психолого-педагогичексих исследований", "Основы профориентологии" и др.

С 2002 года является экспертом УМО МПГУ, регулярно рецензирует и проводит экспертизы учебников, учебных, учебно-методических и научно-методических пособий, монографий, диссертаций, статей и т.п.

В 2002 году активистами педагогического отряда ФПП МПГУ был создан НОУ "Психолого-педагогический институт воспитания" ("ППИВ") (ныне НОЧУ "ППИВ" "Искусство тренинга"). В.А. Плешаков стал соучредителем, научным консультантом и тренером этой молодой организации с коллективом опытных сотрудников. В 2002-2003 гг. был директором информационно-издательского направления, осуществлял рекламную деятельность, оформительскую, дизайнерскую и книгоиздательскую работу (научная редакция и написание книг, методических и учебных пособий, научных концепций, программ организации и отчетов о них), контролировал внешние связи, принимал участие в разработке дизайна первой эмблемы и сайта организации. Является соавтором тренинговых программ повышения квалификации и личностного роста «Техника и психолого-педагогическая технология игрового взаимодействия» ("Игротехника") и "Школа психопластики подростка" ("Твое событие").

С 2002 года, в период окончания аспирантуры, по трудовой книжке начал работать на кафедре педагогики высшей школы факультета педагогики и психологии МПГУ в должности ассистента (2002-2003 гг.), затем старшего преподавателя (2003-2004 гг.) и доцента (2004-2009 гг.). Преподавал дисциплины "Основы квалиметрии", "Социальная политика", "Технология работы с детьми различных категорий", "Методика преподавания педагогики и психологии", "Введение в профессию", "Основы социальной работы", "История зарубежной социальной работы", "Методология психолого-педагогических исследований", "Педагогическая технология", "Методика тренинговой работы", "Возрастная педагогика", авторский спецкурс "Основы киберсоциализации человека" и др.

В период с 2004 по 2008 гг. был первым заместителем заведующего кафедрой педагогики высшей школы ФПП МПГУ, а заведующим кафедрой был выдающийся ученый-педагог, академик РАО, д.п.н., профессор Сластёнин Виталий Александрович, ставший Наставником и Другом.

С 2003 года начал преподавать на факультете переподготовки специалистов по практической психологии МПГУ, сначала в качестве старшего преподавателя, а с 2004 года по 2015 год в качестве доцента, с 2015 года в должности профессора дисциплины "Общая психология", "Методы активного социально-психологического обучения", "Методы активного социально-педагогического обучения".

В 2004-2005 гг. в НОУ ВПО «Международная академия оценки и консалтинга» («МАОК») в качестве доцента преподавал в дисциплины "Педагогика и психология", "Этика и психология делового общения".

В 2005-2006 гг. был ответственным секретарем факультетской отборочной (приемной) комиссии ФПП МПГУ.

В 2010 году на ФПП МПГУ была создана кафедра социальной педагогики и психологии. Исходя из научных и профессиональных интересов, В.А. Плешаков перешел работать доцентом на нее, где и трудится по настоящее время. С 2015 года в должности профессора. Преподавал ранее и преподает сейчас дисциплины "Социальная психология малой группы", "Технологии игрового взаимодействия", "Психологические тренинги", "Психология командообразования", "Теоретические и практические основы командообразования", "Социализация как социокультурный феномен", "Проектирование индивидуальных жизненных траекторий молодежи", "Социально-психологические основы массовой коммуникации", "Социально-психологические основы киберсоциализации и массовой коммуникации", "Информационно-коммуникационные технологии как сфера социализации и средство воспитания", "Преодоление негативных последствий киберсоциализации" и др.

В 2010 году был первым заместителем заведующего кафедрой социальной педагогики и психологии ФПП МПГУ.

С 2002 года в рамках учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) руководит курсовыми, выпускными квалификационными работами студентов, позже - бакалавров, магистров. Студенческие работы, выполненные под руководством В.А. Плешакова, регулярно удостаиваются дипломов I, II, III степени в вузовском конкурсе студенческих научных работ, организуемом в МПГУ.

Под научным руководством В.А. Плешакова в 2012 году защитил кандидатскую диссертацию аспирант кафедры социальной педагогики и психологии Угольков Николай Владимирович на тему «ИНТЕРНЕТ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ» по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Дата защиты: 18.12.2012.

С 2002 года регулярно читает открытые лекции, проводит мастер-классы, работает на курсах повышения квалификации работников образования, организуемых МПГУ для профессорско-преподавательского состава ВУЗов России по темам "Стратегия жизненного успеха", "Киберсоциализация: студент и преподаватель в информационном пространстве", "Киберсоциализация человека" и др.

С 2007 года оппонирует диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

Регулярно принимает участие в конференциях и мероприятиях международного, национального, всероссийского, окружного, межвузовского, вузовского и кафедрального статуса.


НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ:

киберонтология и методология киберпространства, киберсоциализация человека, киберонтологический подход в образовании и киберпедагогика, киберпсихология, киберсоциология, игровые и тренинговые технологии развития личности, обучения и киберсоциализации человека


ПУБЛИКАЦИИ

Книги:

Плешаков В.А. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. / Е.А. Леванова, А.Г. Волошина, В.А. Плешаков, А.Н. Соболева, И.О. Телегина.  –  СПб.: «Питер», 2006. – 208 с. (2-е изд. - 2008.; 3-е изд - 2012.)

Плешаков В.А. Теория психовозрастного статуса личности и технология его развития в контексте профессиональной подготовки педагога-психолога. Монография. / В.А. Плешаков. – М.: Издатель Воробьев, 2010. – 284 с.

Плешаков В.А. Игра в тренинге. Личный помощник тренера. / Е.А. Леванова,  В.А. Плешаков, А.Н. Соболева, Г.С. Голышев. – СПб.: «Питер», 2011. – 368 с.

Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека / В.А. Плешаков / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., проф. А.В. Мудрика. – М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. – 400 с.

Плешаков В.А. Киберсоциализация человека. Ver. 1.0. Монография. / В.А. Плешаков. – Saarbruecken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. – 556 с. (Германия);

Плешаков В.А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens’а до Homo Cyberus’а. Монография. / В.А. Плешаков. – М.: МПГУ, 2012. – 212 с.

Плешаков В.А. Киберонтологический подход в образовании. Монография. / Под ред. В.А. Плешакова / О.И. Воинова, В.А. Плешаков. – Норильск: Норильский индустриальный институт, 2012. – 244 с.

Плешаков В.А. Интернет и дети: социальное поведение молодых россиян в Интернете: монография. / Э.П. Печерская, В.Б. Звоновский, Д.Ю. Меркулова, В.А. Плешаков, М.Г. Мацкевич, О.И. Саблина. – Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2013. – 140 с.

Перечень основных книг см. также тут.

Статьи:

Автор порядка 350 статей. Перечень основных статей (по гиперссылке - с текстами) по вопросам педагогики и психологии киберсоциализации см. тут.


КОНТАКТЫ:

dionis-v@yandex.ru

   



Основные материалы на интернет-портале "Homo Cyberus":

Интервью с В.А. Плешаковым - Главным редактором информационно-просветительского интернет-портала "Homo Cyberus"

Репортаж Отчет о мастер-классе КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА в рамках проекта "Университетские субботы" (2015)

Репортаж Секция КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ на X Межвузовской конференции 21 апреля 2015 года в МПГУ

Репортаж О VI Форуме безопасного Интернета (12 мая 2015 год)

КиберМудрость #1

КиберМудрость #2

КиберМудрость #3

КиберМудрость #4

КиберМудрость #5

КиберМудрость #6

КиберМудрость #7

КиберМудрость #8

КиберМудрость #9