Отчет о мастер-классе КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА в рамках проекта "Университетские субботы" (2015)
25 апреля 2015 года на факультете педагогики и психологии родного МПГУ состоялся мой мастер-класс по теме«КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: Homo Sapiens стал Homo Cyberus’om?»
Цель: познакомить участников с авторской теорией киберсоциализации человека и возможностями ее применения на практике для общения, досуга, познания и работы.
Задачи:
1) Поведать участникам основные положения теории киберсоциализации человека как социализации личности в киберпространстве.
2) Продемонстрировать практические возможности и особенности применения теории киберсоциализации человека участникам.
3) Обозначить, представить и проанализировать способы преодоления опасностей и негативных последствий киберсоциализации участникам.
Анонс мероприятия регулярно осуществлялся мною в Интернете на профильных сетевых ресурсах в течение месяца.
Конференц-зал был подготовлен с вечера пятницы: найдена, проверена и установлена необходимая аппаратура для демонстрации презентации и видео, убрано помещение, расставлены столы и стулья.
Первые участники мастер-класса начали подходить к 9.30.
Мероприятие началось вовремя (10.00), в перерыв (с 11.45 до 12.00) помещение было проветрено, закончился мастер-класс вопросами-ответами, участники разошлись в 14.00.
В мероприятии приняли непосредственное участие 19 человек из 28 предварительно зарегистрированных через интернет-ресурс проекта «Университетские субботы»:
· Группа (10 человек) из Пансиона воспитанниц Министерства обороны (МКК ПВ МО РФ) + сопровождающий – психолог Пансиона Алексеева Ксения Алексеевна;
· Старшеклассница Наталья из ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1573»;
· Руководитель психологического центра «Добро» Сухова Марина Михайловна и Клюкина Анастасия Геннадьевна – педагог-психолог психологического центра «Добро», работающая также педагогом-психологом в ГБОУ г. Москвы «Лицей № 507»;
· Аспирант кафедры культурологии МПГУ Бизюкова Мария Сергеевна;
· Аспирант кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ Бускин Александр;
· Магистрант МГИМО Ширмазанян Армен Артурович, ведущий рубрики #кибердискуссия нашего интернет-портала;
· Пенсионер Плешаков Андрей Иванович (г. Подольск МО), консультант раздела КиберГранд нашего интернет-портала;
· Сотрудница деканата факультета педагогики и психологии МПГУ Екатерина.
Велась видеозапись мастер-класса (режиссер-оператор: А.А. Ширмазанян, планируется размещение видеозаписи на интернет-канале YouTube).
Подготовлен фотоотчет (фото: В.А. Плешаков, А.А. Ширмазанян, А.И. Плешаков, К.А. Алексеева и Екатерина из деканата ФПП), размещенный на странице мероприятия ВКонтакте международного интернет-сообщества исследователей феномена киберсоциализации (МИСИФК).
Некоторые фотографии были опубликованы в Твиттере, Фейсбуке и Инстаграме ведущего и участников.
Поставленная цель мастер-класса достигнута, задачи решены.
Презентация в 55 слайдов с 9 видео иллюстрировала становление человека разумного еще и человеком киберсоциализирующимся в результате пяти свершившихся и шестой ожидаемой информационной революции человеческой цивилизации.
Были названы и обозначены факты мобильной киберсоциализации и киберсоциализации в Интернете. Доступным языком и на примерах изложена суть феномена киберсоциализации человека.
До перерыва были поставлены и конструктивно со слушателями обсуждены проблемные вопросы:
l В каком возрасте целесообразно давать доступ в киберпространство ребёнку и почему над этим стоит обязательно задумываться?
l Что делать, чтобы обезопасить ребёнка от кибераддикции?
l Зачем и как контролировать деятельность детей в киберпространстве? Какпомочь ребёнку с пользой проводить в нём время?
После перерыва разговор пошел об основных векторах киберсоциализации:
· коммуникация в Сети,
· досуг в Сети,
· познание в Сети
· и работа в Сети.
Были обозначены основные возможности и опасности каждого данного трансформирующегося нового вида деятельности современного человека разных возрастов в Сети, исходя из трех ролей (объекта, субъекта и жертвы киберсоциализации) и четырех ипостасей человека на пути киберсоциализации.
Состоялся дискурс на тему выбора: отказ от технологий, зависимость от них или путь безопасной, успешной и мобильной киберсоциализации.
На стенде были доступны для ознакомления 6 книг о киберсоциализации.
По ходу презентации были рекомендованы к посещению ресурсы доменной зоны .deti, интернет-кинотеатр ivi.ru, сайт фонда Разумный Интернет, сайт Лиги безопасного Интернета, сайт научной электронной библиотеки Elibrary.ru и другие из перечня http://www.homocyberus.ru/kollegi.
В конце презентации слушатели были приглашены к продолжению сотрудничества в тематическом блоге в ЖЖ, на официальной странице киберсоциализации ВКонтакте и на ресурсах презентованного на мастер-классе информационно-просветительского интернет-портала «Homo Cyberus».
В конце мероприятия мне были заданы 4 вопроса, на которые я с удовольствием ответил и, уже по сложившейся традиции, подарил свою монографию «Теория киберсоциализации человека» лучшим участницам проекта и активным гостям моего мастер-класса – воспитанницам Пансиона воспитания МО РФ.
«Если честно, до лекции никогда не слышала слово киберсоциализация, да и прочитать его не сразу смогла. Но уже после первой части лекции я смогла разобраться в значении и действии этого термина. Вся информация бала доступна, наглядна и очень понятна. Многие приведенные факты действительно заставляют задуматься над тем, что же происходит в нашем обществе. Огромное спасибо Вам за лекцию! Like +100500».
«Нам действительно понравилось. Не часто встречаешь ведущих, умеющих держать «публику» и умеющих заинтересовать. Информация была донесена доступно. Стиль общения помог осознать и углубиться в тему. Большое спасибо!
С уважением, воспитанницы Пансиона воспитанниц МО РФ»
«заинтересованность
Факты, заставляющие задуматься
Веселое времяпровождение
Не скучная, а очень познавательная лекция
Возможность быть выслушанным
Возможность задать вопросы
Пансион воспитанниц МО РФ».