Кибердискуссия #6

Размышления о современной киберсоциализации

Идея данной дискуссии задумывалась на достаточно обобщенном уровне, хотя я считаю, что существует много аспектов киберсоциализации практического характера, которые можно и нужно обсуждать.

Подобные дискуссии, так или иначе, могли бы затрагивать вопросы о том, как правильно воспитывать детей в условиях распространения новых компьютерных технологий, как вести себя с домашними, у кого есть склонность к забыванию собственных обязанностей в пользу компьютерного досуга, как отгородить детей и подростков от вреда, который подчас несет в себе нравственно небезвредный и легкодоступный сетевой контент и т.д. Мой интерес связан с культурным слоем, в котором развиваются и который буквально захватывает мир новейших гаджетов. Я ни в коем случае не претендую на всю полноту раскрытия культурного вопроса, но лишь частично затрагиваю некоторые идеи, связанные с этой областью бытия, нашедшие у меня скорее эмоциональный отклик.

Рассуждая о собственном представлении по поводу киберсоциализации, мне хотелось бы несколько обострить вопрос с самого начала, противопоставив древнегреческого философа Диогена и предпринимателя в сфере информационных технологий Марка Цукерберга. Здесь скорее противопоставлены два образа жизни. С одной стороны, это весьма простой быт, близкий к жизни отшельника, с другой – жизнь с использованием современных цифровых устройств в западном обществе. Встреча между такими личностями, если бы она была возможна, сама собой бы поставила важнейшие вопросы бытия: «кто мы?», «для чего мы созданы?», «каков наш правильный образ жизни?». Так или иначе, эти вопросы ставятся в данном размышлении в контексте киберсоциализации.

Ни для кого не будет секретом, что информационная революция ускорила темп жизни. Кажется, что человеку теперь нужно меньше тратить времени на свои дела. Но парадокс ускорения заключается во все большем объеме задач, выполнение которых требует от людей современная действительность. К тому же, эти самые современные технологии сами по себе заполнили жизнь человека безотносительно его рабочих задач. Иными словами, они изменили, меняют и будут менять культуру нашей жизни, ее наполнение. В дополнение сделаю замечание о том, что сами по себе информационные технологии – это просто функциональные реальные или виртуальные средства, механизмы. Они фасилитируют или, наоборот, редуцируют какие-то элементы культуры человеческой жизни.

Любопытный факт заключается в том, что мы живем в условиях сосуществования совершенно по-разному информационно ориентированных поколений, когда в жизненном пространстве соприсутствуют люди разных информационных эпох. Условно такое разделение можно было бы представить так:

  • люди, которые большую часть жизни не видели плодов информационных революций и не работали с ЭВМ;
  • люди, которые в течение жизни перестроились и научились ими пользоваться;
  • люди, с рождения использующие электронные гаджеты, которые появились в свет за последнее десятилетие.

Пройдет еще некоторое время, и мир будут населять люди, которые воспитывались теми поколениями, кто с рождения использует цифровые устройства. Поскольку единого мнения о психических процессах еще не сложилось, то достаточно сложно прогнозировать последствия распространения информационных технологий, и их влияния на психику человека.

Какие могут быть последствия распространения информационных технологий, особенно через несколько поколений?

Показательной может стать картина современных городов. Когда люди, сидящие в торговых центрах, например, Москвы или Будапешта, заняты собственными телефонами или планшетами. В то же время можно видеть и семьи, и компании, но все же очевиден факт большей отчужденности на фоне и без того индивидуалистической западной культуры. В то же время в Баку, например, в основном люди заняты в публичных местах совместным времяпрепровождением.

Можно возразить, что есть более или менее коллективистские культуры. И это, может быть, в большей степени определяющий фактор, нежели само по себе появление современных гаджетов. Я не стану сильно возражать против этого аргумента, попутно лишь отмечу, что более тесные отношения людей помогают обогатить их жизнь и наполнить ее смыслом. А смысл появляется тогда, когда в ней есть другой (Мартин Бубер).

Но как можно заметить, ключевым словом является «культура». Т.е. она либо поддерживает использование информационных технологий, либо сдерживает их экспансию в пространство жизни людей. И в этом плане интересным является труд, как часть человеческой культуры. С тем чтобы образ жизни и деятельности питал человека, а не разрушал его, необходимо, как мне представляется, вводить или усиливать такие элементы культуры, которые позволяют онтологически уравновесить широкую распространенность средств коммуникации. И этим противовесом может стать ручной труд, как индивидуальный, так и совместный.

У меня не было задачи противопоставить повсеместное использование информационных технологий и ручной труд. Однако заполнение всего доступного временного пространства использованием современных цифровых устройств, как возможный сценарий будущего, может стать фактором отчуждения человека от других, а, как следствие, и от самого себя. Последнее может пагубно сказаться на его психическом здоровье, привести к упразднению духовных ценностей в массовой культуре. В данном ракурсе ручной труд может быть рассмотрен как возможный противовес массовой изолирующей компьютеризации и цифровой коммуниканизации.

Мне близка идея о духовных основаниях человеческой жизни, которые могут пошатнуться, затеряться на фоне все более прогрессирующих информационных технологий. Преобразовать человека как целостное существо с тем, чтобы его «тварная» организация была движима высшими духовными ценностями[1] – так могла бы звучать сверхидея о человеческом развитии. Чтобы эта задача была выполнима, культура должна обращаться к ценностям, которые помогали бы человеку оставаться человеком, как интегральным существом с душой и телом.

Мне бы хотелось думать, что приобщение человека к ручному труду могло бы поспособствовать этому процессу, особенно в условиях массового распространения информационных технологий.

 

Список использованной литературы:

  1. Бубер М. Изречённое слово (пер. А. Н. Портнов) // Философия языка и семиотика. — Иваново: ИвГУ, 1995.
  2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М.: ИНФРА-М, 1998.
  3. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека. Монография / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., профессора А. В. Мудрика. – М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011.
 

[1] Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М.: ИНФРА-М, 1998. - С. 87.

 

© Анатолий Козиков и "Homo Cyberus"