Кибердискуссия #4

Киберсоциализация как объективная реальность

Процессы интернетизации общества и широкой оцифровки социотехнических систем набирают обороты, но научное сообщество, в особенности – философского и гуманитарного профиля, оказалось к ним не готово. Что следует отметить? Прежде всего – это тот факт, что человек с детства начинает пытаться «разобрать бомбу, чтобы посмотреть, что у неё внутри» (Интернет). Кому повезло (соответствующий психологический склад личности) – тот превращается в успешного «айтишника», кому не очень – «подсаживается на иглу» киберсоциальных возможностей, и перестаёт интересоваться живой, реальной жизнью (там следует больше и дольше напрягаться, чтобы чего-то достичь).

В результате мы имеем несколько разнонаправленных процессов, с которыми следует досконально разбираться сразу целой группе наук.

Это, конечно, процесс киберсоциализации в его «снятом» виде, сродни тому, когда говорят: «меня воспитала улица», т.е., выведенный за скобки функционирования фундаментальных социальных систем, приводящий к более чем одному результату на выходе. Параллельно с «чистой» киберсоциализацией (субъект – non-stop on-line) мы имеем целый ряд социализаций, который условно можно разбить на три основных вида: «чистая», «частично смешанная с традиционной (остатки совести не позволяют совсем уж игнорировать интересы близких)» и «киберсоциализация в фоновом режиме», например – это руководитель среднего или пожилого возраста, вынужденный использовать Интернет для отправления почты или расширения круга профессиональных контактов, и использующий фразы про компьютер, типа «оно мне пишет…», «у меня высветилось…» и прочие.

Именно первые два вида и являются terra incognita для социально-гуманитарных наук, вынужденных покамест лишь констатировать набирающие силу как конструктивные, так и деструктивные процессы, связанные с оцифровкой всего и вся в нашей жизни.

Если говорить о втором виде, то мы часто сталкиваемся с обратным процессом, т.е. – десоциализацией личности, «выпадением» из социума, деградацией и на физическом уровне, если не «оррбов», то – ожиревших малоподвижных туш, неспособных даже встать со стула, чтобы отправить естественные потребности (прогнозы учёных «Римского Клуба», ещё 80-х годов 20-го века). Т.е., инволюция и физическая деградация предсказывались уже давно, «цивилизация костылей» и прочие метафоры говорят нам о том, что мы находимся на развилке – либо дальше следовать по пути усложнения техники и примитивизации человека («инфантильная обезьяна»), либо найти некую форму синтеза «первой» и «второй» природы, без ущерба для первой. Именно в этом и видится мне основная задача социокультурных, психолого-педагогических технологий киберсоциализации, твёрдое стремление сохранить человека, человеческое, живое, творческое, непредсказуемое, поэтическое и романтическое, в конце концов.

Как сделать так, чтобы киберсоциализация приводила к формированию полноценной, не деформированной личности? С какого возраста и какими методиками уберечь и подготовить маленького человека к погружению в невероятно сложную и многослойную цифровую реальность? На эти и подобные вопросы предстоит найти и апробировать ответы в ближайшее время (которое, во многом, уже упущено…).

Термины «киборгизация» и «киберсоциализация» уже, с тем или иным успехом, утверждаются в теоретических кругах. Следуя принципу «от теории – к практике», необходимо однако, на мой взгляд, действовать прямо сейчас, на уровне федеральных образовательных программ, признав указанные процессы объективной реальностью, оказывающей своё всё возрастающее влияние на жизнь общества.

 

© Илья Девтеров и "Homo Cyberus"