Кибердискуссия #3

Киберантропология: превращаемся ли мы в орббов?

В данной, уже 3-й, #кибердискуссии нам хотелось бы сделать некое предположение, а вместе с ним и предостережение о возможном негативном (в современном понимании нормы человеческого тела) изменении биофизического облика человека под воздействием последствий киберсоциализации.

Кто такие орббы?

Орбб или orbb (скорее всего от англ. orb – сфера, шар, глаз или глазное яблоко) – вымышленный персонаж и одна из моделей аватара персонажа для игрока в легендарной компьютерной игре Quake III Arena, разработанной компанией Id software. На изображении, прилагаемом к этой записи, как раз представлен такой орбб. Как видно, это существо, выдуманное дизайнерами компании ID software, имеет лишь две человекоподобные руки и один огромный глаз, заменяющий собой голову.

Мы задались вопросом: "Каким внешне мог бы выглядеть окончательно киберсоциализировавшийся человек, Homo Cyberus?". И возникло предположение, что его внешний реальный облик может быть очень близок к орббу.

Данное рассуждение вышло из наблюдения за вовлеченностью* современных людей в киберпространство и обнаружением местами их буквально всецелой погруженности в смартфоны, планшеты и другие средства киберсоциализации. Оно также основано на данных о чрезмерной длительности нахождения людей в Сети и результатах исследований о негативных последствиях киберсоциализации** (включая киберзависимость).

Мы затрудняемся точно определить, как и через какое время произойдут такие кардинальные изменения в теле современных людей под воздействием киберсоциализации. Однако, исходим из той научно обоснованной позиции, что человеческий организм как биологическая система устроен по принципу максимальной утилизации всех частей его структуры. И если какая-то часть организма перестает использоваться, она входит в состояние атрофии, т.е. прекращает свое функционирование. Атрофия приводит в конечном итоге к исчезновению органа, который перестал использоваться организмом.

В чем связь киберсоциализации и атрофии?

Вернемся к выделенной нами практике взаимодействия человека со средствами киберсоциализации (смартфонами, планшетами и т.п.). Процесс погружения в киберпространство и вовлечения в виртуальные интеракции рождает замкнутую цепь "Глаза-Средство_киберсоциализации-Руки". При этом, возникает почти замирание дыхания, остальные части тела (включая ноги) будто перестают быть задействованы (если только процесс виртуального взаимодействия не происходит на ходу/на бегу, что несет в себе уже другие риски).

Упомянутые выше устройства выхода в Сеть называются мобильными, но, глядя на современное их использование, таковыми их сразу не назовешь. Человек зачастую работает с ними больше в каком-то стационарном, неподвижном и даже скорее будто парализованном положении. Это глубокое вовлечение человека в Сеть с его "временным" обездвиживанием логично может привести к серьезным проблемам со здоровьем.

Медики предупреждают современных людей о вреде сидячего образа жизни, так как он вызывает "застои" в циркуляции крови в организме. Это также несет в себе угрозу вредного набора веса, из-за снижения сжигания энергии организмом в виду малоподвижности***. В настоящее время ученые уверенно заявляют, что малоподвижный образ жизни смертельно опасен (!) и приобретает глобальный масштаб. Поэтому медики "призывают отнестись к отсутствию физической активности как к пандемии"****. И можно также уверено сказать, что серьезным фактором развития этой опасности для здоровья человечества выступает чрезмерная киберсоциализация и ее последствия.

Нам видится важным в связи со сказанным выше обратить внимание современных киберсоциализировавшихся людей на риск последствий киберсоциализации для их здоровья. Возможно, одними из полезных средств профилактики и предотвращения подобных негативных последствий являются:

1. "Дозированное" проведение времени в Интернете;

2. Регулярные умеренные физические упражнения;

3. "Ведите дневник использования компьютера и сидения в Интернете"*****.

______________________________________

* Подробнее о философско-социологическом понимании феномена вовлеченности смотрите в видеосообщении профессора, специалиста в области фрейм-анализа и социологии повседневности, к.соц.н Виктора Семеновича Вахштайна на тему "Режимы вовлеченности". // URL:http://postnauka.ru/video/17488

** См. обзор исследования "Негативные последствия киберсоциализации" в параграфе монографии В.А. Плешакова "Человек как жертва киберсоциализации: негативные последствия" // В.А. Плешаков. Теория киберсоциализации человека. Монография. – М.: МПГУ, 2011. – С. 37-38.

*** Подробнее о рисках гиподинамии в статье Википедии по гиподинамии: "Чем опасна гиподинамия". // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гиподинамия

**** Русская служба BBC. "Ученые: малоподвижность смертельно опасна". 9 июля 2012 г. // URL:http://www.bbc.co.uk/russian/science/2012/07/120718_i..

***** 3-я рекомендация сделана на основе статьи Третьякова Н. "Разработана "Интернет-диета"". 12 августа 2011 года. // URL: http://compulenta.computerra.ru/archive/cult/628111/ (статья о рекомендации для лиц с интернет-зависимостью, разработанная группой исследователей с инженерного факультета Кембриджского университета под руководством Джона Кларксона).

 

© Армен Ширмазанян и "Homo Cyberus"