Кибердискуссия #5

А Андрюша ни при чем…

Несмотря на то, что Интернет пришел в Россию больше 20 лет назад, а масштабы его распространения приняли сегодня по-настоящему планетарный размах, для многих он остается все еще мифическим пространством, населенным демонами. По большей части, это касается взрослых. Для детей Сеть - это такая же логичная среда обитания, как улица, школа, двор и т.п., с той лишь разницей, что Интернет предоставляет иллюзию свободы, которой лишены современные дети и подростки в обычной жизни.

Поскольку взрослые эту интернет-среду обитания часто не понимают и не принимают, во взрослом мире периодически рождаются истерические реакции различной степени интенсивности, доходящие до призывов отключить Интернет насовсем. Так случилось совсем недавно, после всполошившей Рунет статьи в Новой газете о группах смерти ВКонтакте. Примечателен тот факт, что тема эта обсуждалась уже пару лет назад, но именно сейчас, судя по всему, зерно попало на благодатную почву. Быть может, причиной тому был настолько эмоциональный формат статьи, что добрая половина комментаторов обсуждала профессиональную состоятельность журналиста, а не содержательную сторону материала. Тем не менее, ситуация получила широкую огласку, деятельность указанных в статье групп формально была остановлена, сообщества заблокировали, зачинщиков нашли и все немного улеглось. Но прекратилось ли?

Каждый раз, когда появляется какая-то резонансная ситуация так или иначе связанная с интернет-сообществами или социальными сетями Интернета, неизбежно звучат призывы оградить детей и подростков от тлетворного влияния «всемирной паутины», ввести жесткий возрастной ценз, запретить, ограничить, не допустить и т.п…. Видимо, многим взрослым это кажется наиболее очевидным решением проблемы, но так ли это? А что, если Интернет не виноват?

У детей во все времена был и есть свой особый, первобытно-языческий взгляд на мировое устройство. Всегда есть этот мир, банальный и понятный. И другой мир, таинственный и притягательный, тот мир, от которого «щекочет в животе». Любому ребенку в том или ином возрасте требуется своя собственная Нарния – будь то дом из стульев и одеял, шкаф, темная кладовка, чердак или, наконец, сообщество в сети Интернет. Любое расформализованное пространство – это, своего рода попытка попасть в тот таинственный мир, где все иначе. Как пишет психолог, специалист по детской психологии М.В. Осорина, «какая-то непонятная, но могучая сила наперекор разуму и страху влечет детей к тому, чтобы переступить … запреты или, по крайней мере, постоять у опасного порога и пережить нечто исключительно важное, без чего будет трудно жить дальше»[1].

Детям характерно мифологическое мышление. Это объясняется с одной стороны, необходимостью прояснить для себя законы окружающего мира, с другой стороны, дефицитом знаний. И потребность в экзистенциальном ужасе настолько же естественна для них, как потребность в новых впечатлениях. Это не только проработка и оценка своих страхов, но и, чуть позже, проверка своих границ и возможностей.

Во времена моего детства и подростничества окружающая среда была достаточно скудная и жадная на впечатления, поэтому мы, как и многие другие, придумывали их себе сами. Например, по дороге из школы мы с друзьями проходили один частный дом, окруженный высоким сплошным забором. Мы были абсолютно уверены, что в этом доме живет маньяк, который ловит детей и бросает их в выкопанную в середине огорода яму. Многие из нас пробегали этот дом бегом. Попытка же пройти медленно, или даже посмотреть внутрь через небольшую щель около калитки считалась проявлением нечеловеческой силы духа.

Мы вызывали пиковых дам, домовых, устраивали спиритические сеансы и гадали на зеркалах. И крайне важен тут был не индивидуальный опыт, а групповое проживание страха, понимание своего места в группе: я сильнее или я слабее? Отсюда бравада и, что скрывать, иногда неоправданный риск.

Да и запрещенного контента, как сейчас это стало принято называть, у нас было в достатке. При желании можно было найти и перепечатки сомнительного содержания, и картинки, и видео-кассеты. Все передавалось втихаря и читалось-смотрелось так же. И не потому, что это было как-то особенно интересно, а потому, что этот запрещенный контент – изнанка того внешне правильного мира, где правят взрослые. Поэтому обладание запретной информацией воспринималось не иначе как особая инициация.

Появление и всеобщая доступность Интернета значительно обогатили окружающую среду, многократно упростили поиск и получение информации. Как нужной, важной, так и той «изнаночной». Это логичное и неизбежное явление. Примечателен тот факт, что одновременно с инициированием защиты детей от нежелательной информации, ни один новостной телевизионный выпуск сегодня не обходится без упоминания конфликтов, террористических актов, забастовок, преступлений и т.п., часто с весьма откровенными изображениями и звуковыми эффектами. Многочисленные сомнительные телевизионные проекты, реалити-шоу, художественные фильмы, изображающие насилие как естественную форму жизнедеятельности супергероя – все это свободно доступно к просмотру.

Поэтому, когда всего в избытке, уже у детей и подростков возникает эффект пресыщения, этакий «малолетний сплин». Ничего придумывать не надо, все готовое уже есть. И чем больше его есть, чем оно доступнее, тем сложнее испытать ужасающее чувство запределья, так необходимое в этом возрасте. Отсюда и популярность интернет-сообществ с шокирующим контентом, отсюда и неразумные опасные игры.

Безусловно, зло наравне с добром – неотъемлемая часть нашей жизни, даже в русских народных сказках, в детской и классической литературе, достаточно много насилия. С этой стороной жизни рано или поздно ребенку придется познакомиться. Крайне важно, чтобы рядом был слышащий и терпеливый взрослый, который поможет сделать ребенку правильный выбор и сориентироваться в неоднозначности нашего мира. Современным же родителям часто свойственно перекладывать ответственность с себя на кого-то другого. Такой родительский инфантилизм, выражающийся в позиции «это не я». Это воспитатели в детском саду недовоспитали, бабушки недосмотрели, чужие дети во дворе плохое рассказали, учителя не тому научили. Теперь вот еще Интернет. А сами родители все немного «Андрюши» из известного мультика про вредные привычки: ни при чем.

Мы ищем какие-то внешние простые решения, которые позволят нам почувствовать себя хорошими родителями, компенсировать внутреннее недовольство тем, как мы проводим время с нашими детьми. Пытаемся запретить игры, запретить фильмы, мультфильмы, Интернет. Однако за всей этой запретительной мишурой мы забываем о том, в какой ситуация живут наши дети, о несвободе, которая преследует их с раннего детства. Гиперопека и гиперконтроль, многочисленные развивающие группы, кружки, спортивные секции, иностранные языки и музыкальная школа, бесконечные занятия и безумные экзамены – все это провоцирует не только хроническую усталость, но и социальные и эмоциональные стрессы. Вместе с этим мы мало разговариваем с детьми и мало им доверяем.

Пожалуй, на первый план сегодня должен выйти вопрос не «что делать», а «почему»? Потому что стратегия действий должна определяться истинными причинами, а не оценкой симптоматики.

 

[1] Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 2008. – С. 52

© Марина Пустовойтова и "Homo Cyberus"