Недетские детские игры

Прежде, чем приступить непосредственно к теме данной статьи, предлагаю вспомнить книгу М.В. Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых». Если эта книга еще не заняла достойное место на вашей книжкой полке, очень рекомендую восполнить этот пробел. Мы, как заботливые родители, стараемся присматривать за ребенком, оберегая его от опасности дома и на улице. Но, если непосредственный визуальный контроль допустим для малышей, то для детей постарше он уже является неприемлемым. Единственная возможность для родителя сохранить хоть какое-то влияние на коллективную детскую активность – установление норм и границ, таких, например, как время возвращения домой, территория, за пределы которой запрещено выходить, и пр. Вместе с тем, как описывает Мария Владимировна Осорина, посвятившая много лет изучению детской субкультуры, самые интересные детские приключения совсем не предназначены для взрослых глаз. Эти приключения, чаще всего, связаны как раз с нарушением установленных границ и правил, с игнорированием вполне разумных (с точки зрения взрослого человека) запретов. И, даже если ребенок соглашается с разумностью запретов, он не в силах совладать с той неведомой силой, которая влечет его наперекор страху и разуму «постоять у опасного порога и пережить нечто исключительно важное, без чего будет трудно жить дальше»[1].

Нам – взрослым – важно понимать, что исследование детьми окружающего мира, проверка его на прочность, демонстрация своих возможностей – имеют смысл только в группе сверстников. Во-первых, они хорошо друг друга понимают, поэтому легко объединяются в группу единомышленников и совместно переживают этот важный для них опыт. Во-вторых, в группе каждый отдельно взятый ребенок чувствует себя смелее и сильнее, свои действия ощущает более оправданными, т.е. маленькое «Я» ребенка прирастает неким общим «социальным телом» группы сверстников. Благодаря этому объединению совершаются первые символические попытки проработки собственных страхов: не через избегание пугающих ситуаций, а через встречу с опасностью лицом к лицу. Этим целям служит и коллективное посещение «страшных мест», и рассказывание друг другу «страшных историй» про «черную руку», «гроб на колесиках», «красное пятно» и пр. Помимо прочего, такое объединение детей в группы несет важное значение в социальном становлении ребенка. События, связанные с мнимой или реальной опасностью, не только дают возможность самому ребенку самоутвердиться в собственных глазах и глазах товарищей, но и определяют статус каждого участника в группе, за счет выяснения индивидуального предела возможностей. Это своего рода испытание, инициация. Совместное переживание пугающих событий сплачивает группу. Чем больше времени проходит с момента реальных событий, тем больше невероятных подробностей получает рассказ о них, многое преувеличивается, многое дофанатазируется, пока событие не превращается в коллективный миф, передающийся из уст в уста в детском сообществе.

Еще одной характерной особенностью восприятия детьми «страшных мест» является искажение ими пространства, изменение их метрики, как называет это М.В. Осорина. Т.е. благодаря этому мифологическому, по своей сути, восприятию, бандит в «страшной истории» может выпрыгнуть из маленькой шкатулки, небольшое пятно разрастись до размеров люка, а картина вполне может вместить в себя ребенка, а то и родителя. В «страшном месте» и время может течь по-другому, потому что вмещает это место в себя два пространства: то, что здесь – осязаемое и понятное, и то, что там – иное и притягательное. Обычно, чтобы увидеть тот иной мир, нужно успеть преодолеть временную границу, разделяющую два мира: очень быстро обернуться или очень быстро посмотреть в нужное место.

Все вышесказанное приведено здесь для иллюстрации того, что в каком бы мире и времени мы не жили, базовые ступени развития детской психики останутся неизменными. Меняется то, как именно ребенок их проживает.

Сегодня все реже, особенно в крупных городах, можно видеть настоящие дворовые компании, проходит время подвалов, чердаков, заброшенных домов и стройплощадок. На смену им приходят компьютерные игры, YouTube, мессенджеры и социальные интернет-сети. И страшные места теперь – другие, и степень опасности – иная. Чем доступнее информация, тем больше ее нужно для удовлетворения потребности в ней. Современных детей мало, чем можно удивить, как в позитивном плане, так и, к сожалению, в пугающем. Им недостаточно просто заглянуть в подвал, пройти мимо высокого глухого забора или спрятаться в кустах от черной волги с номером «ССД», поэтому современные страшилки уже стоят на границе реальной опасности. Давайте разберемся, что за «недетские детские игры» популярны сегодня у детей.

1. Печально известные «группы смерти» в социальных интернет-сетях. Изначально эти группы базировались в социальной сети ВКонтакте, после ареста организатора Филиппа Будейкина, известного в соцсетях как Филипп Лис, и блокировки групп, получили распространение в Инстаграме. Среди названий можно встретить такие, как: «Море китов», «Синий кит», «Тихий дом», «Бабочки», хэштеги #тихийдом, #синийкит, #млечныйпуть, #хочувигру, #морекитов, #явигре, #f57, #f58, #f53, #домкитов. Сюда же сейчас относят книгу «50 дней до моего самоубийства». Достаточно подробный разбор того, что это за игра сделан, например, здесь.

 

2. Недавно распространение получила игра «Беги или умри», смысл которой заключается в том, чтобы пробежать как можно ближе перед приближающимся автомобилем. При этом, наиболее отчаянные подростки перебегают дорогу перед фурами или даже пересекают оживленную скоростную трассу. Происходящее снимают на камеру сверстники и выкладывают в специальные группы в социальных интернет-сетях. Как показывает практика, не все подростки и не всегда объективно оценивают свои возможности, и игра заканчивается, как минимум, на больничной койке. Есть теория, что организаторы игры зарабатывают на фото и видео, а также делают ставки на бегунов. Но достаточного подтверждения этому нет.

 

3. Сегодня в Интернете можно найти множество советов и инструкций о том, как стать феей Винкс – героиней культового детского сериала. Часть из них просто глупо-безобидные, типа съедания бумажки с желанием и произнесения набора слов-«заклинаний», раньше делали что-то похожее при гадании на Святки и при вызове «пиковой дамы». Другая часть – несет некоторую социальную миссию. Например, чтобы стать феей Блум, нужно обязательно совершать добрые поступки и помогать другим, а, чтобы стать феей Флорой, нужно обязательно любить окружающий мир. Но среди детей вирусно стала распространяться и другая инструкция. Согласно ей, чтобы стать феей, нужно ночью, когда все спят, произнести «заклинание» и открыть газовые конфорки, не зажигая газ. После этого лечь спать, тогда на утро станешь феей. Как удалось выяснить, эта «шутка» была опубликована еще в 2014 году ростовским подростком. Не вполне удачный черный юмор быстро перекочевал в детский фольклор.

4. «Исчезнуть на 24 часа» – это еще одна «недетская детская игра», суть которой заключается в том, чтобы уйти из дома ровно на сутки. Есть вероятность, что эта «игра» (существование которой, к слову сказать, не подтверждают представители правоохранительных органов) пришла как переосмысление флешмоба «24 hour challenge», согласно которому нужно переночевать незамеченным в каком-то публичном месте: торговом центре, университете, заводе и т.п. Только в случае с детьми и подростками это развлечение приобретает несколько иные оттенки. Прежде всего, потому что невозможно понять, принял ли ребенок игровую эстафету или реально попал в беду. Да и одно от другого недалеко стоит.

 

5. Экстремальные развлечения, такие, как:

руфинг и скайуокинг (от sky – небо, walking - хождение) - стремление пробраться на крыши и/или чердаки многоэтажек, хождение по краю крыши. Обосновывается желанием сделать фото красивого вида с высоты). И то, и другое развлечение, как правило, проводится без соответствующей подготовки и страховочного оборудования;

 

сталкерство и диггерство (от англ. digger — копатель) - изучение заброшенных мест: недостроенных или брошенных зданий, старых заводов, промышленных предприятий, подземных коммуникаций и пр., опасных не только ветхими перекрытиями и конструкциями, но и нежелательными встречами, в том числе, с дикими животными;

 

зацепинг - перемещение вне вагона поезда или электрички, реже трамваев и автобусов, крайне опасное падением на рельсы и попаданием под провода высокого напряжения.

Все они, в сочетании с демонстративностью современной молодежной субкультуры, могут иметь самые печальные последствия.

 

Что же делать родителям?

Как спасти своего ребенка от «недетских детских игр»?

Есть ли универсальный ответ?

Ответ прост и сложен одновременно: дружить со своими детьми. Даже самому строптивому подростку важно, чтобы его слушали и слышали. Несмотря на потребность в самостоятельности и взрослости, ему все еще нужны ориентиры и опора. Ребенку очень важно понимать, что он может без стеснения прийти к родителям с любым вопросом, «излить душу», попросить о помощи. К тому же, неравнодушный, заботливый и внимательный родитель, который хорошо знает своего ребенка, сможет вовремя заметить даже небольшие изменения в его поведении.


Обратиться за профессиональной помощью можно:

  • по бесплатному для России телефону доверия 8-800-333-44-34;
  • телефону горячей линии экстренной психологической помощи МЧС РФ 8-499-216-50-50;
  • бесплатному круглосуточному «Телефону неотложной психологической помощи» в Москве – 051;
  • телефону доверия экстренной психологической помощи города Москвы: 8-495-575-87-70.

[1] Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб, 2011. – С. 52.

Все изображения взяты из открытых источников. Автор заглавного рисунка @demasiadomar.

Читайте также:

Травля в сети

Кибердискуссия #5. А Андрюша ни при чем…

Поколение «scroll&go»

© Марина Пустовойтова и "Homo Cyberus"