Интервью с членом-корреспондентом РАО, д.психол.н, профессором Галиной Владимировной Солдатовой

"... родители смогут стать помощниками и даже экспертами для своих детей в цифровом мире..."

 

Уважаемая Галина Владимировна, Вы являетесь признанным специалистом в области психологии межэтнических отношений и межкультурных коммуникаций, экспертом в сфере исследований влияния Интернета на развитие личности и общества, киберсоциализации детей и подростков, разрешите обратиться к Вам с вопросами:

–1–

Когда и как зародился Ваш интерес к исследованию проблематики интернет-пространства? Расскажите, пожалуйста, с чего всё начиналось.

Всё начиналось с советско-американского проекта «Велихов-Гамбург» еще в 1987 г. Ученые из США и СССР под руководством Майкла Коула на основе отечественного культурно-исторического подхода в психологии изучали общение между детьми, опосредованное компьютером. Мы проводили эксперименты с разными игровыми компьютерными программами для детей младшего школьного возраста. В рамках этого проекта в 1988 году в Институте психологии АН СССР у нас впервые состоялось межконтинентальное общение посредством компьютера в режиме реального времени с нашими научными партнерами, которые находились в Университете Сан-Диего в Калифорнии. Оно проходило на основе только что разработанного протокола IRC (Internet Relay Chat). И это, можно сказать, был первый в моей жизни Интернет. Возможность такого контакта в те времена, да ещё и в период холодной войны, казалась просто фантастикой и с технологической, и с политической точек зрения. А потом это стало обыденной реальностью на протяжении нескольких лет, пока длился проект. После окончания проекта я занялась другими темами, но в 2008 году вновь вернулась к этой проблематике. К этому времени заканчивался национальный проект по подключению к Интернету российских школ. Дети стремительно начали осваивать Сеть. Мир стал меняться на глазах. Мне показалось очень важным вернуться к этой теме. Тут все сложилось. Меня пригласили работать в Фонд Развития Интернет, который начал заниматься как раз этими вопросами.

–2–

Что Вы считаете отправной точкой создания журнала для педагогов, психологов и родителей «Дети в информационном обществе»? Какое событие и/или, может быть, определённые люди повлияли на его появление?

Отправной точкой стали события года безопасного Интернета, произошедшие в 2009 году, когда Фонд Развития Интернет инициировал множество мероприятий, на которых обсуждалась необходимость создания безопасного пространства для детей в Сети, развития цифровой грамотности, профилактики столкновения с интернет-рисками. Мы почувствовали острую потребность со стороны взрослых – родителей и педагогов в регулярном получении актуальной и качественной информации о том, как же их дети ведут себя в Интернете, чем занимаются, как в целом развивается информационное общество сейчас. Тогда мы были первым научно-популярным офлайн и онлайн-ресурсом по этой проблематике. И, несмотря на то, что регулярное издание качественного журнала непростое дело как в финансовом, так и в творческом плане, мы продолжаем выполнять эту работу, так как постоянно получаем позитивный отклик не только от постоянных читателей, но и от методистов образования и педагогов, которые посещают образовательные мероприятия Фонда. Они делятся с нами своим опытом использования наших материалов в своей работе, при проведении родительских собраний, классных часов, уроков с детьми, собраний с коллегами. Всё это добавляет нам уверенности в том, что журнал востребован и нужен для нашей аудитории.

–3–

И исследователи, и педагоги-психологи, и родители говорят о том, что дети, родившиеся на рубеже XX-XXI вв., совсем другие, чем раньше. В чём Вы видите принципиальное отличие психологических особенностей детей «цифрового поколения» от детей предыдущих поколений?

Согласно концепции поколений Н. Хоува и У. Штрауса, современные дети и подростки принадлежат к двум последним поколениям – «Игрек» и «Зет». Они развивались и социализировались параллельно и вместе с развитием Интернета в России. Собирательно их можно назвать цифровым поколением. Это поколение характеризуется цифровым образом жизни и особенной социальной ситуацией развития. Благодаря интенсивным потокам информации и коммуникации в Сети представители цифровой генерации существенно отличаются от тех, кто ходил в школу 10-15 лет назад. Безусловно, высокая интенсивность использования Интернета трансформирует личностное и психическое развитие детей цифрового поколения. Эти изменения происходят в следующих направлениях: изменения высших психических функций, изменения механизмов формирования личности ребенка, изменение форм и способов взаимоотношений с окружающими, изменение принятых в культуре социальных практик. Более подробно можно познакомиться с последними работами по этим темам в монографии, вышедшей в 2017 году: Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. — Москва: Смысл, 2017. — 375 с.

–4–

Считаете ли Вы интернет-пространство ресурсом для личностного и профессионального развития человека? С Вашей точки зрения, для людей какого возраста наиболее полезна Сеть с этой целью? Какие её ресурсы Вы рекомендуете использовать в первую очередь?

Пространство Интернета предоставляет колоссальные возможности для образования, самообразования, развития профессиональных навыков и личностного развития. И сегодня трудно найти человека, который, будучи пользователем Интернета, выскажет противоположное мнение. Каждый пользователь может найти свой контент, основываясь на своих возможностях и предпочтениях, а дети могут сделать свой выбор при помощи взрослых.

У нас, помимо образовательных проектов для детей, был реализован, совместно с компаниями МТС и МГТС, особенно любимый и создателями, и участниками проект «Сети все возрасты покорны». Он как раз был ориентирован на начинающих пользователей старшего поколения. На первых этапах апробации и внедрения проекта помню наши незабываемые впечатления, когда мы наблюдали с каким энтузиазмом они обучались новым и потому сложным для них навыкам – создать страничку в социальной интернет-сети, зарегистрироваться в почте, найти в Интернете видеоролик по вязанию или фильм о рыбалке. Сейчас эта программа реализуется МТС в широком масштабе по всей стране.

Постоянно увеличивается число ресурсов Интернета и мобильных приложений, предназначенных для общения, информационной и психологической поддержки людей, в том числе с проблемами психического здоровья, развивающих приложений и онлайн-ресурсов для детей всех возрастов. Поэтому Интернет может быть полезен абсолютно для всех и помогает решить актуальные проблемы современных пользователей.

–5–

Согласно исследованиям РОЦИТ, в 2015 году индекс цифровой грамотности (ИЦГ) в РФ составил 4,79 пункта; в 2016 году – 5,42 пункта; в 2017 году – 5,99 пункта. Как Вы считаете, чем обусловлен этот рост ИЦГ?

Рост показателей цифровой грамотности, прежде всего, обусловлен ростом самой отрасли цифровых технологий. Увеличиваются показатели проникновения Интернета, увеличиваются количество подключенных пользователей по всей планете, и в том числе в регионах России, повышается доступность персональных цифровых устройств. По результатам наших исследований к школьному возрасту практически каждый ребенок имеет собственный смартфон или планшет, который имеет доступ к Интернету. С другой стороны, возрастает осознанность государства в сфере ответственности и образования. В школах наконец-то начали уделять непосредственное внимание безопасному и ответственному использованию цифровых устройств. В большинстве школ страны проходит Всероссийский урок безопасного использования Интернета, Министерство образования считает необходимым уделять особое внимание повышению цифровой грамотности школьников с целью их эффективного и безопасного использования Интернета, появляется всё больше обучающих программ для повышения квалификации по теме повышения, как их цифровой компетентности, так и их учеников. И, наконец, с каждым годом появляется множество инициатив частных компаний и общественных организаций, которые понимают, что цифровая грамотность сейчас в большом тренде и тут много ещё чего можно и важно сделать.

–6–

Как Вы думаете, в чём причина недостаточной цифровой компетентности педагогов и родителей? Что необходимо сделать, как и чем им можно помочь в её развитии?

Согласно сравнительному исследованию, проведенному Фондом Развития Интернет по теме цифровой компетентности (2013-2015 гг.) среди педагогов, родителей и детей, педагоги являются активными и уверенными пользователи Интернета. Анализ индекса цифровой компетентности показал, что они значимо опережают как своих учеников, так и их родителей по целому ряду показателей. Исследование также показало, что цифровой разрыв между учителями и учениками существенно меньше, чем между родителями и детьми.

Безусловно, важную роль в «цифровом рывке» учителей сыграла информатизация российского образования, благодаря которой учителя получили компьютеры с выходом в Интернет. Перед ними были поставлены новые профессиональные задачи внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс, появились новые образовательные онлайн-ресурсы, облегчающие работу педагога. Вместе с этим российские педагоги оказались буквально брошенными на произвол судьбы, не получив необходимой учебно-методической поддержки по вопросам внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс. В такой ситуации, несмотря на то, что предпринимаются усилия в этом направлении, остается острым вопрос о необходимости повышения уровня цифровой компетентности учителей и разработки соответствующих обучающих программ дополнительного профессионального образования.

Что касается рекомендаций, в первую очередь, взрослым самим надо становиться полноправными участниками этой среды – не бояться обучаться новым возможностям, осваивать вместе с детьми новые ресурсы, повышать свою цифровую грамотность. Во-вторых, родителям обязательно следует быть в курсе того, что происходит с их детьми в Сети, что их детям нравится в Интернете, какие приложения они используют и почему, какие у них новые тренды и выражения. Только тогда родители смогут стать помощниками и даже экспертами для своих детей в цифровом мире.

–7–

Галина Владимировна, как Вы считаете, в каком возрасте человек начинает наиболее отчетливо осознавать возможные риски сети Интернет и пространства мобильных технологий?

Сейчас наступили такие времена, что люди в более почтенном возрасте, казалось бы, умудренные жизненным опытом, не всегда в силу своей низкой цифровой грамотности осознают адекватно риски и угрозы Сети. Это может приводить к двум последствиям: во-первых, к недооценке рисков и игнорированию последствий угроз, во-вторых, вследствие недостатка знаний и, соответственно, повышения уровней различных страхов (технофобий, неофобий, тропофобий) – к переоценке онлайн-угроз и, соответственно, к поддержке жестких запретительных и ограничивающих мер. Многие современные дети и подростки знают о проблемах в Сети гораздо больше, чем взрослые. Наши исследования дошкольников показывают, что даже в этом возрасте дети сталкиваются с проблемами в Сети и могут достаточно адекватно их описать. Другой вопрос, что они не всегда знают, как с этими проблемами справляться и здесь безусловно нужна помощь взрослых. Тем не менее, наши последние данные показывают, что среди родителей становится всё больше тех, у кого уровень представлений об онлайн-рисках достаточно высок.

–8–

Какие направления исследований взаимодействия детей с интернет-пространством Вы считаете наиболее актуальными в мире и в нашей стране на ближайшие 10 лет?

Количество исследований в этой области за последние годы существенно увеличилось, в том числе и в отечественной науке. Наиболее активно исследуются различные аспекты влияния интернет-технологий на развитие детей и подростков, включая когнитивное развитие, благополучие и личностные изменения. Появление новых векторов развития цифровых технологий задает новые темы и направления: цифровое гражданство, e-learning, потребление, изучение онлайн-поведения пользователей Сети, интернет-вещей, искусственный интеллект и многие другие аспекты. Вместе с тем, остается проблема изучения онлайн-безопасности и столкновения с онлайн-рисками, которые постоянно эволюционируют.

–9–

Киберсоциализация на рубеже XX-XXI вв. стала популярным видом социализации современного человека. Сеть стала востребованным пространством неформального просвещения и социального воспитания молодежи. Какие идеи и перспективы развития теории киберсоциализации человека и киберпедагогики Вам близки?

Существует много направлений исследования процессов социализации в онлайн-пространстве. В первую очередь, это направления, связанные с терминами «информационная социализация», «медийная социализация», как наиболее развернутые и концептуализированные. В последнее время всё чаще начинают пользоваться термином «цифровая социализация», который мне наиболее близок, как более комплексное понятие, позволяющее исследовать процессы адаптации подрастающего поколения в онлайн-контекстах, в том числе в процессе взаимодействия с «окружающим» технологическим разумом цифровой эпохи. У нас в стране тоже есть исследования в этом комплексном направлении, например, концепция киберсоциализации человека В.А. Плешакова. Исследования цифровой социализации могут происходить в самых разных направлениях и, в первую очередь, должны быть направлены в трансдисциплинарном контексте на оценку происходящих изменений: изменение высших психических функций, изменения механизмов формирования личности, изменение форм взаимоотношений, изменение социокультурных практик, возникновение новых психологических феноменов.

Беседовал Владимир Плешаков
май-июнь 2018