Цифровая социализация: не человек овладевает Интернетом, а Интернет овладевает человеком

15 ноября 2019 года на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова прошла рабочая встреча на тему «Цифровая трансформация картины мира: в поисках моста между поколениями».

На мероприятии были представлены промежуточные результаты проекта Российского научного фонда № 18-18-00365 «Цифровая социализация в культурно-исторической перспективе: внутрипоколенческий и межпоколенческий анализ».

С докладами выступили:

  • Г.В. Солдатова «Цифровая социализация: методология и направления исследований»;
  • А.Г. Асмолов «Интернет как скачок к новой цивилизации: историко-эволюционная перспектива»;
  • Е.И. Рассказова «Цифровая компетентность и онлайн-риски у подростков: векторы трансформации»;
  • А.Е. Войскунский «Многозадачность в виртуальной среде»;
  • Т.А. Нестик «Технофобия и технопессимизм у разных поколений россиян: социально-психологический анализ»;
  • С.В. Чигарькова «Культурные практики социального взаимодействия в Интернете: подростки и родители»;
  • Е.Ю. Никонова «Скорость протекания когнитивных процессов и принятия решений в тестовых заданиях у подростков с разным модусом медиамногозадачности»
  • и А.С. Клишевич «Феномен склонности к риску в дополненной реальности».

Открыла мероприятие член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, директор Фонда Развития Интернет Галина Владимировна Солдатова не просто вступительным словом, а рассказом о методологии и направлениях исследований аспектов цифровой социализации в культурно-исторической перспективе. В качестве эпиграфа она привела цитату из поэмы «Метаморфозы» Овидия: «… в мире ничто не стоит, но всё обновляется вечно». Показала статистические данные, согласно которым на 2019 год население России (146,8 млн человек) не отстаёт от мирового населения по показателям активных пользователей социальных интернет-сетей (49 %).

Галина Владимировна предложила следующую методологию исследований аспектов цифровой социализации:

  • культурно-исторический, деятельностный и историко-эволюционный подходы в психологии;
  • подходы к проблеме социализации;
  • техноэкологический и межпоколенческий подходы;
  • теории и концепции информационного общества;
  • современные теории когнитивного развития в информационном обществе;
  • мультидисциплинарные исследования качества жизни и благополучия;
  • психологические и мультидисциплинарные исследования новых и традиционных культурных практик, феноменов, значений и смыслов в контексте цифровизации;
  • концепции и подходы, связанные с онлайн-безопасностью.

В своём выступлении Г.В. Солдатова также назвала основные направления исследований цифровой социализации:

  • образ цифрового мира;
  • пользовательская активность;
  • медиация цифровой социализации;
  • социальное взаимодействие в цифровом обществе;
  • психологическое благополучие и психическое здоровье;
  • индивидуально-личностные особенности;
  • столкновение с онлайн-рисками;
  • взаимодействие с неживыми системами;
  • цифровая компетентность;
  • цифровое гражданство;
  • цифровое образование.

Было интересно снова послушать единомышленника такого уровня и постоянно улавливать в выступлении переклички с аспектами, вопросами и темами, которые мы изучаем уже почти пятнадцать лет в научной школе «Киберсоциализация человека».

Получив слово, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ Александр Григорьевич Асмолов обозначил идеи историко-эволюционного подхода к исследованию проблем цифровой социализации, весомо и аргументированно поставив ряд вопросов, требующих профессионального обсуждения и поиска ответов. Он отметил резкое изменение картины мира, связанное с появлением Интернета, непредсказуемость развития сложных систем, подчеркнув, перефразируя В. Гумбольдта, что в наше время «не человек овладевает Интернетом, а Интернет овладевает человеком». Над этой фразой сейчас необходимо задуматься каждому. А учёным и исследователям со своей стороны требуется активно продолжать деятельность, связанную с изучением возможностей и опасностей, которые несут современные технологии для киберсоциализации человека, ставшего в 21 веке «Homo Cyberus»’ом, которого А.Г. Асмолов в своём выступлении назвал «нетманом».

Кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ Елена Игоревна Рассказова сопоставила популяционные исследования 2011-2019 гг. о цифровой компетентности подростков. Она показала в цифрах по годам, как меняется их пользовательская активность на пользовательскую жизнь в Сети (кибержизнь, как её называем мы). Несмотря на то, что основные акценты её выступления касались именно киберсоциализации подростков, логично актуализировался вопрос и для представителей старших поколений: «А в каком времени живём мы?»

Далее кандидат психологических наук, заведующий лабораторией «Психологические проблемы информатизации» факультета психологии МГУ Александр Евгеньевич Войскунский в рамках исследования медиамногозадачности в виртуальной среде поделился данными наблюдения за аватарами в процессе аудирования в виртуальной аудитории. Результаты этого эксперимента могут позволить в будущем бороться со страхом публичного выступления с помощью современных технологий.

Доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник факультета психологии МГУ, заведующий лабораторией социальной и экономической психологии Института психологии РАН Тимофей Александрович Нестик рассказал о своём отношении к технофобиям, технопессимизму и технооптимизму, поделившись результатами социально-психологического анализа. Показав данные ряда исследований названных феноменов, опираясь на выделенные особенности технофобий в 21 веке, он доказал существование разрыва между технологическим оптимизмом и социальным пессимизмом. Его выступление поставило вопрос: «Какими цифровыми и гуманитарными технологиями мы сможем поддержать имеющийся социально-психологический разрыв?»

Младший научный сотрудник факультета психологии МГУ Светлана Вячеславна Чигарькова в своём выступлении подняла проблему культурных практик социального взаимодействия подростков и родителей в Интернете. Что радует, согласно её данным, в настоящее время и те и другие предпочитают социальное взаимодействие лицом к лицу, т.е. очно в предметной действительности, пока без (и хочется верить, что этого не произойдёт никогда) приоритета символьно-знаковой реальности киберпространства.

Младший научный сотрудник факультета психологии МГУ Евгения Юрьевна Никонова рассказала о своём видении медиамногозадачности, анализируя вопросы медиазадачности и многозадачности. Рассказав о произвольном и непроизвольном переключении между задачами в рамках пользовательской активности в Сети, она затронула три типа медиамногозадачности:

  • одновременное использование нескольких медиатехнологических средств;
  • совмещение использования медийных и традиционных источников информации;
  • совмещение использования средств реальной и виртуальной деятельности.

Студентка 5 курса факультета психологии МГУ Анастасия Клишевич показала материалы пилотажного исследования феномена склонности к риску в дополненной реальности, рассказав об игровой процедуре сбора данных и полученных результатах. Выводы, которыми она поделилась, свидетельствуют о тенденции к положительной связи между склонностью к риску как личностной характеристики в реальности и проявлением рискованного поведения в дополненной реальности.

Подводя итог, резюмируем. За три часа (вместо двух запланированных изначально) выступлений на круглом столе «Цифровая трансформация картины мира: в поисках моста между поколениями»:

  • говорилось о цифровой социализации фактически как одном из видов киберсоциализации человека и современной социализации личности в смешанной реальности;
  • поднимались актуальные вопросы взаимоотношений в рамках современной «проблемы отцов и детей», связанные с использованием Интернета, и различия в восприятии и использовании представителями разных поколений современных технологий;
  • много внимания было уделено тем значительным изменениям в пользовании Интернета, которые произошли за последние 6-8 лет. Отмечалось снижение возраста, в котором начинается активное пользование Интернетом, значительное увеличение времени нахождения в киберпространстве и активное использование возможностей смешанной реальности для своевременного современного решения разнообразных задач жизнедеятельности и т.д. В связи с чем остро встаёт проблема цифровой компетентности всех субъектов киберсоциализации, а не только в отношении поиска моста между подростками и их родителями.

 

© Плешаков В.А., Обидина Т.В.

Плешаков В.А., Обидина Т.В. Цифровая социализация: не человек овладевает Интернетом, а Интернет овладевает человеком / В.А. Плешаков, Т.В. Обидина // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2019. - №2(7). – URL: http://journal.homocyberus.ru/digital_socialization_2019