Поколение «scroll&go»

Доступность информации сегодня вышла на небывалый уровень. Культурная и научная глобализация развитых стран, совершенствование интернет-технологий, мобильных технологий – все это позволяет любому человеку в любой момент времени получить ответы на многочисленные вопросы, всегда быть в информационном тонусе. И, казалось бы, такие уникальные возможности для самообразования и саморазвития должны неизбежно вести за собой повышение интеллектуального и культурного уровня общества в целом и каждого человека в отдельности. Однако у глобальной информационной свободы есть своя темная сторона.

Чем больше информации поступает к человеку, тем больше ресурсов уходит на ее распознавание и тем меньше ресурсов остается на ее понимание. Евгений Мирошниченко в статье «Клиповое мышление и визуальная культура» отмечает такой факт: «последнее время учителя заметили интересную особенность: сочинения школьники стали писать лучше, а вот изложения хуже, гораздо хуже. Создаётся впечатление, что молодое поколение не способно адекватно понять и передать соответствующие мысли автора. Текст как целое ускользает от понимания». Другими словами, мы сталкиваемся с феноменом фасеточного восприятия информации. Как известно, фасеточное зрение отличается плохим различением мелких деталей, но хорошей способностью различать частое мигание света. Эта особенность восприятия информации и присуща современному поколению, поколению постоянного скроллинга.

Бездумный скроллинг сродни эффекту «channel zapping», представляющему собой безостановочное переключение каналов телевизора. Тем самым, по мнению Семеновских Т.В., «создается новый образ, состоящий из обрывков информации и осколков впечатлений. Этот образ не требует подключения воображения, рефлексии, осмысления, все время происходит «перезагрузка», «обновление» информации, когда всё первоначально увиденное без временного разрыва утрачивает свое значение, устаревает».

Как и в случае с «channel zapping», при скроллинге замечается только яркая короткая информация, которую можно успеть прочитать за время прокрутки экрана. Оценка ценности информации происходит мгновенно, отсеивается и забывается она так же быстро.

С одной стороны, способность быстро реагировать, быстро переключаться, быстро менять контекст можно рассматривать как достоинства поколения «scroll&go», позволяющие легче адаптироваться в современном мире. С другой стороны, теряется глубина анализа, вдумчивость, способность удерживать внимание, выделять ключевую идею из объема информации. Из типичных представителей поколения «scroll&go» не вырастет Ломоносов, Кулибин или Эйнштейн. Ибо поколение «scroll&go» - это поколение прекрасных исполнителей, высокоэффективных функционеров, не более...

Можно ли преодолеть подобные побочные эффекты глобальной информатизации?

Известно, что способ мышления формируется у ребенка в зависимости от той среды, в которой он развивается. Поскольку остановить закономерные процессы, связанные с научно-техническим прогрессом, мы не в силах (да и не нужно), необходимо расширять и обогащать ситуацию развития ребенка. С этой целью Homocyberus предлагает вам несколько интересных и полезных занятий для детей и родителей.

1. Чтение книг. Да, как бы ни банально это звучало, художественная и познавательная литература – это один из основных способов преодолеть фасеточное восприятие информации. Важно не просто читать сказки, повести и романы, но и обсуждать их, пересказывать. Это научит ребенка следить за сюжетом, удерживать в памяти события книги, выделять главное и формулировать мысли.

2. Разнообразить обычное чтение книг можно чтением наоборот. Для этого нужно взять небольшой, не прочитанный ранее рассказ, прочитать последнюю треть этого рассказа и вместе с ребенком придумать, с чего все могло бы начаться. Это научит ребенка понимать логику событий, будет развивать его воображение и способность к целостному восприятию.

3. Сочинительство в любом виде. Рассказы, сказки, стихи, новые слова, страны, планеты и все, что только можно придумать. Такого рода творчество не только расширяет словарный запас ребенка, но и развивает чувство языка, тренирует монологическую речь, дисциплинирует мышление.

4. Решение проблемных задач, парадоксов и детективных задач. Аналитическое и критическое мышление являются той основой, на которой выстраивается способность фильтровать информационный мусор. Сегодня в Сети можно найти множество логических задачек для детей разного возраста. Детям постарше можно предложить книги Александра Семёнова «Ябеда-Корябеда, её проделки и каверзы», Мартина Гарднера «А ну-ка, догадайся», Льюиса Кэрролла «Логическая игра» и др.

5. Просмотр детских фильмов и полнометражных мультфильмов. Большинство современных детских мультфильмов и передач рассчитаны на клиповое восприятие информации: короткие яркие образы, ненавязчивый сюжет без сложных ходов. В такой ситуации у ребенка просто не может выработаться способность к произвольному удержанию внимания в течение долгого времени. Детские фильмы и полнометражные мультфильмы, с одной стороны, обеспечивают развлечение, с другой – заставляют ребенка удерживать внимание на сюжете, следить за приключениями героев достаточно долго, прослеживать причинно-следственные связи.

Это лишь малая доля из тех интереснейших занятий, которыми можно заняться с детьми. Главное – помнить о том, что основной альтернативой цифровой реальности является жизнь в ее полноте и красоте. Устраивайте почаще дни без планшетов и смартфонов, наблюдайте вместе с детьми за природой, ходите в музеи и на выставки. Начните с себя и дети с удовольствием к вам присоединятся.

© Марина Пустовойтова и "Homo Cyberus"


Вспомогательные источники:

Клиповое мышление и визуальная культура

"Клиповое мышление" - феномен современности

Тьма знаний. Переизбыток информации лишает мозг способности принимать решения

Чем опасно клиповое мышление и как с ним бороться


Читайте также:

Опасности в Сети и способы их предотвращения

С какого возраста разрешать детям пользоваться социальными сетями Интернета?

Школа "Homo Cyberus"