Киберсоциализация на конференции «Поколение Z: цифровая культура поведения и безопасность» в МГУ имени М.В. Ломоносова

5 февраля 2018 года на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Поколение Z: цифровая культура поведения и безопасность».

Конференция прошла в рамках Недели безопасного Интернета (30 января – 6 февраля в 2018 году), являющейся российской частью международных мероприятий, проводимых в рамках Международного Дня безопасного Интернета (Safer Internet Day).

 


День безопасного Интернета – ключевая международная дата, посвященная проблеме безопасности детей и взрослых в сети Интернет и формированию этичной и безопасной онлайн-среды. Она была учреждена по инициативе Европейской комиссии в 2004 году — в рамках проекта «Безопасные границы ЕС» и отмечается в первый вторник февраля. Цель – объединение усилий заинтересованных государственных, общественных и частных сторон для повышения уровня знаний о безопасном и ответственном использовании интернет-технологий.


Организаторами конференции выступили Фонд Развития Интернет, факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ), Центр мониторинга рисков и социально-психологической помощи ГБОУ ВО МО «Академия социального управления».

Слушателями конференции стали педагоги-психологи, учителя, социальные педагоги, а также другие работники сферы образования, интересующиеся темой безопасности детей в инфокоммуникационной среде.

Всего в конференции приняли участие свыше 230 человек.

   

Мероприятия каждый год проходят под новым лозунгом. Тема Международного Дня безопасного Интернета 2018 года – «Творите, общайтесь и уважайте друг друга: лучший Интернет начинается с вас». Именно этот девиз вдохновил организаторов провести конференцию в формате совместного творчества и обмена знаниями.

Особенностью конференции стал интерактивный опрос, проведенный в режиме реального времени посредством специальной онлайн-платформы. Участники конференции ответили на подготовленные заранее спикерами проблемные вопросы в рамках их докладов. После завершения доклада спикер и слушатели имели возможность обсудить демонстрируемые на большом экране диаграммы с вариантами ответов, отражающие мнения участников конференции.

С приветственными словами выступили:

  • заместитель министра образования Московской области Картушин Юрий Валентинович;
  • профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Фонда Развития Интернет, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук Галина Владимировна Солдатова
  • и директор Региональной общественной организации «Центр Интернет технологий» (РОЦИТ) Сергей Владимирович Гребенников.

 

        

Первым с докладом «Подросток в социальных сетях: особенности пользования и мотивация» выступил профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель Центра социологии образования ФГБНУ «Институт управления образованием РАО», академик РАО, доктор психологических наук Собкин Владимир Самуилович.

Он отметил, что подавляющее большинство подростков являются активными пользователями социальных интернет-сетей. Большинство подростков пользуются ими от одного до трех часов в день, однако есть и те, кто проводит в них более пяти часов. Основными мотивами обращения к социальным интернет-сетям становятся: желание общаться, быть в курсе событий и желание развлечься.

Владимир Самуилович выразил обеспокоенность тенденцией младших подростков переживать чувство скуки и использовать социальные интернет-сети как способ избавления от него. Вместе с тем позитивной тенденцией является то, что старшие подростки начинают рассматривать социальные интернет-сети как ресурс для саморазвития и самообразования.

В своей части общего опроса Владимир Самуилович поинтересовался у слушателей, когда они начали пользоваться социальными интернет-сетями. Большинство слушателей ответили, что «более 10 лет назад». Важно отметить, что 99% присутствовавших в зале участников являлись пользователями социальных интернет-сетей.

Далее с докладом «Онлайн-агрессия глазами разных поколений: результаты всероссийского исследования» выступила Солдатова Галина Владимировна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Фонда Развития Интернет.

Ею были представлены первые результаты всероссийского исследовательского проекта «Онлайн-риски, кибербуллинг и цифровая культура поведения», проведенного в конце 2017-начале 2018 годов в восьми федеральных округах Российской Федерации в сотрудничестве с крупнейшими ВУЗами страны и при поддержке компаний РАЭК и Google. Участниками исследования стали представители трех поколений: Z, Y и X, всего 3395 человек.

Галина Владимировна представила основные направления исследования и портреты всех трех поколений по критериям выбора социальных интернет-сетей, социальному онлайн-капиталу и динамике пользовательской активности, показала тенденции увеличения частоты столкновений с онлайн-рисками, сделала акцент на коммуникационных рисках, в первую очередь, киберагрессии. Особое внимание она уделила кибербуллингу как наиболее опасному и травматичному виду онлайн-агрессии: его основным особенностям и ролевой структуре в ситуации кибербуллинга, репертуару действий участников, силе эмоциональной реакции и возможным последствиям для пострадавшего.

Вместе с аудиторией Галина Владимировна обсудила проблему регуляции и снижения онлайн-агрессии на пути формирования цифровой культуры.

Следующий доклад «Агрессия и ее последствия в онлайне и офлайне» был сделан ведущим научным сотрудником кафедры психологии личности факультета психологии имени М.В. Ломоносова, руководителем отдела медицинской психологии научного Центра психического здоровья РАМН, кандидатом психологических наук Ениколоповым Сергеем Николаевичем.

Сергей Николаевич отметил, что по данным исследований, проводившимся в 90-х годах прошлого века, Интернет являлся средством совладания с агрессией реального мира, в наши же дни агрессия из реальности переместилась в Сеть. Интернет предоставляет пользователям возможность реализовать различные виды агрессивного поведения.

В качестве профилактики агрессивного поведения в Интернете необходимо проводить работу по снижению страхов. Сергей Николаевич в качестве одного из возможных вариантов снижения уровня агрессии в Интернете назвал развитие киберспорта.

Слушателям конференции был задан вопрос, какой вид агрессии, по их мнению, более опасен. Большинство участников ответили, что оба — и в Интернете, и в реальности.

Далее с докладом «Склонность к аутоагрессивному поведению у подростков и информация, потребляемая ими в Сети» выступила руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, профессор, доктор психологических наук Дозорцева Елена Георгиевна.

Елена Георгиевна представила результаты пилотажного исследования, в котором была показана связь между склонностью к самоповреждающему поведению подростков и посещением сайтов и групп в социальных интернет-сетях, содержащих деструктивную информацию. Также в исследовании было показано, что подростки, потребляющие негативную информацию, проводят в Интернете больше времени, чем те, кто не интересуется информацией такого рода. Кроме того, им свойственны агрессивность и тревожность как индивидуально-психологические особенности.

Елена Георгиевна спросила у слушателей в зале, подвержены ли все дети и подростки негативной информации в Интернете. Большинство участников ответили, что подвержены все.

Завершал первую часть конференции координатор центра безопасного интернета РОЦИТ, кандидат политических наук Парфентьев Урван Урванович, который также отметил, что за последние пять-семь лет проблема киберунижений, включающих спектр угроз для репутации пользователей, вышла на первый план. Для борьбы с ней необходимо принятие законодательных мер противодействия.

   

После небольшого перерыва, вторую часть конференции открыл профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор психологических наук Гусев Алексей Николаевич.

В его докладе «Психологические технологии онлайн-оценки учебных и педагогических коллективов: на пути к снижению рисков» подчеркивалась значимость проведения психологической диагностики для предупреждения рисков, таких как конфликты и проявления интолерантности. Алексей Николаевич продемонстрировал несколько новых компьютерных психодиагностических методик, возможности их применения в работе школьного психолога.

В своем вопросе слушателям Алексей Николаевич спросил, какие технологии школьной психодиагностики они бы предпочли. Большинство участников выбрали ответ «качественные (наблюдение, интервью)».

Выступления продолжила научный сотрудник Центра мониторинга рисков и социально-психологической помощи АСОУ, психолог-исследователь Фонда Развития Интернет Ртищева Мария Анатольевна.

В ее докладе «Дошкольники и младшие школьники: опыт использования цифровых устройств» было рассказано, что большинство детей начинают использовать цифровые устройства в дошкольном возрасте. 2/3 детей пользуются цифровыми устройствами меньше одного часа в день. При этом время использования гаджетов увеличивается в выходные дни. Любимым устройством у дошкольников является планшет, у младших школьников — смартфон. В Интернете дети предпочитают играть в онлайн-игры и смотреть мультфильмы. Кроме того, младшие школьники начинают использовать Интернет для поиска, создания и размещения контента.

Основные онлайн-риски у дошкольников – столкновение с чем-то пугающим и неудачи в играх. У младших школьников — заражение вирусом, просмотр фото и видео эротического или жестокого содержания. Для разрешения проблемных ситуаций родители чаще всего прибегают к их обсуждению, помогают решать проблемы и объясняют, как поступить. По мере взросления ребенка родители начинают увеличивать число правил использования цифровых устройств.

Посетителям конференции был задан вопрос о возрасте начала использования Интернетом. В отличие от современных детей, большинство участников, в виду своего возраста, стали пользователями Интернета значительно позже.

Далее с докладом «Кибербуллинг в подростковой среде» выступил старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований ИОН РАНХИГС, кандидат психологических наук Хломов Кирилл Даниилович.

В докладе была подчеркнута роль свидетеля в прекращении ситуаций кибербуллинга. Были представлены результаты исследования, которые показали, что 40% ситуаций кибербуллинга имеют связь с реальными отношениями подростков, а именно реальные конфликты могут перемещаться в интернет и наоборот. Кирилл Даниилович предположил, что тенденция обращения подростков за помощью к друзьям может быть связана с разрывом между поколениями.

С докладом «Особенности когнитивной сферы у детей с разной пользовательской активностью» выступила Вишнева Анастасия Евгеньевна, клинический психолог Центра патологии речи и нейрореабилитации.

Анастасия Евгеньевна рассказала о другой части исследования, освещавшегося Ртищевой М.А. Анализ первичных результатов нейропсихологического обследования дошкольников и младших школьников показал, что дети со средней пользовательской активностью имеют наиболее высокие показатели развития когнитивных функций. Дети же с низкой и высокой пользовательской активностью по нескольким показателям демонстрируют более низкие результаты. Подводя итоги, Анастасия Евгеньевна подчеркнула, что эти полученные данные требуют расширения выборки и дальнейшего осмысления и анализа.

Плешаков Владимир Андреевич, главный редактор "Homo Cyberus", профессор кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ, кандидат педагогических наук, в своем выступлении «Культура киберсоциализации молодежи: векторы, опасности, возможности развития» обозначил основные составляющие культуры киберсоциализации, которые предоставляет современному пользователю киберпространство.

Аудитории участников конференции были представлены разработанные для Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» «Методические рекомендации по информационно-медийному направлению деятельности Российского движения школьников» (М.: 2016), а также информационно-просветительский интернет-портал «Homo Cyberus», объединяющий исследователей феномена киберсоциализации.

На вопрос: «Какое направление киберсоциализации лично для Вас наиболее значимо» аудитория конференции ответила – 55,8% – познание в Сети, т.е. КиберПознание, как вектор киберсоциализации, учителя, педагогики и психологи воспринимают как самое значимое для себя направление социализации в киберпространстве.

Бунчук Виктория Валерьевна, руководитель проектов фонда «Разумный Интернет», рассказала о ежегодном конкурсе «Позитивный контент», поддерживающем различные полезные и интересные информационные ресурсы, в первую очередь, для детей и подростков.

Спикер поделилась опытом стимулирования и поддержки создания позитивных ресурсов в Интернете для подрастающего поколения и призвала участников конференции попробовать свои силы в этом важном и необходимом деле.

Алексеева Ирина Дмитриевна, менеджер проекта «Школа новых технологий» куратор направления «Информационная безопасность» и марафона «УчИТель» представила участникам конференции совместный проект Департамента образования и Департамента информационных технологий города Москвы – «Школу новых технологий», созданный для поддержки инновационных проектов в образовании.

И.Д. Алексеева рассказала участникам конференции о направлениях работы «Школы новых технологий»: проводимых конкурсах, образовательных активностях и проводимых мероприятиях по технологической модернизации школ и пригласила к сотрудничеству. Отдельное внимание было уделено активной поддержке и совместной работе с образовательными учреждениями, ведущими ВУЗами и крупными IT-компаниями.

Лагутин Антон Александрович, учитель математики и информатики гимназии №2 «Квантор» г. Коломна, победитель всероссийского конкурса «Учитель года России 2016», не смог по обстоятельствам здоровья появиться на конференции очно и связался с участниками конференции по Skype, дополняя цифровой контекст мероприятия.

Спикер поделился своим опытом воспитания "цифрового" подростка, обозначил стороны воспитательного процесса – родителей, учителей и самих детей, подчеркнув важность участия педагогов не в ограничении использования детей и подростков цифровых устройств, а в формировании цифровой культуры подростка. Выступление получило большой позитивный отклик в зале.

      

      

      

         

По окончании мероприятия все участники получили сертификаты.

Источники:

  1. http://www.psy.msu.ru/science/conference/generation-z/2018/photo/index.html
  2. https://www.facebook.com/FoundIntDev
  3. https://vk.com/cybersocialization