Младшие дети в Интернете

Как мы уже писали в статье  «С какого возраста разрешать детям пользоваться социальными сетями Интернета?», младший школьный возраст является возрастом, когда приходит время познакомить ребенка с Интернетом вообще и социальными сетями в нем в частности. Нет сомнений, что родители первоначально должны сопровождать ребенка, объяснять ему правила безопасного и культурного общения в Интернете.

Вместе с тем, когда речь идет о втором, третьем и последующих детях в семье, то следует учитывать тот факт, что авторитетом для младших детей, примером для подражания и носителем информации являются уже не только родители, но и,  как правило, старшие братья и сестры. Ведь, как заметил доктор психологических наук, психотерапевт и специалист в области семейных отношений Г. Хоментаускас, для младшего ребенка «образование» старшего не только частично заменяет родительское обучение, но и существенно его расширяет»[1]. Так, в большинстве семей старший ребенок рано или поздно становится вожаком младшего, влияющим на развитие и формирование интересов младшего.

Поэтому родителям необходимо не только научить старшего ребенка пользоваться Интернетом самому, но и объяснить, как взаимодействовать по поводу Интернета с младшими братьями и сестрами.

Прежде всего, необходимо проговорить со старшим ребенком усвоенные ранее правила, касающиеся использования Интернета, чтобы он смог, в свою очередь, донести их до младших детей. Польза от этого будет двойная: и младшие услышат эти правила из уст старшего, а не только родителей, и старший ребенок освежит их в памяти.

Необходимо объяснить и старшим, и младшим детям, что для разного возраста существует разная деятельность в Интернете и разные рамки дозволенного. Например, если Вашему старшему ребенку уже 13 лет, он может играть в Интернете в игры с возрастным цензом доступа 12+, а брат или сестра, которые на несколько лет младше – нет. Старший уже может самостоятельно завести свою страницу в социальной сети Интернета, а младший брат или сестра – пока еще не может и т.д. и т.п.

Следует заметить, что наличие младших братьев и сестер не должно стать причиной ограничений старших детей в той деятельности, которую они могут осуществлять в Интернете согласно своему возрасту. Здесь можно провести аналогию с обычными игрушками, книгами и т.д. Так, например, есть книги для дошкольного, младшего школьного и т.д. возраста; есть игрушки, которые не рекомендуется давать детям до определенного возраста. Каждый ребенок имеет право развиваться в соответствии со своим возрастом, киберсоциализироваться по своему возрасту.

Конечно, в первую очередь, за детей несут ответственность их родители, но если родителям посчастливилось найти в лице старшего ребенка помощника в деле киберсоциализации младших детей, то это повод для того, чтобы предоставить ему не только дополнительные обязанности, но и дополнительные права.

 


[1] Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 192 с. – С. 48.

 

© Татьяна Обидина и "Homo Cyberus"


Читайте также:

Опасности в Сети и способы их предотвращения

С какого возраста разрешать детям пользоваться социальными сетями Интернета?

Твои правила поведения в Сети