Об итогах проведения Всероссийского научно-практического семинара «Прикладная юридическая психология» на тему «Цифровизация общества: психологические проблемы личности, репутационная безопасность, правовая ответственность» в Институте психологии РАН

19.00.00 Психологические науки УДК 316.6

26 сентября 2019 года в Институте психологии РАН состоялся очередной Всероссийский научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология» на тему «Цифровизация общества: психологические проблемы личности, репутационная безопасность, правовая ответственность». Мероприятие было организовано Институтом психологии РАН (г. Москва) совместно с Академией ФСИН России (г. Рязань). В семинаре приняли участие ведущие учёные: А.Л. Журавлев, Д.Б. Богоявленская, В.М. Звоников, А.В. Юревич, Т.Н. Савченко, А.В. Пищелко, С.Н. Ениколопов, П.А. Кисляков, С.Н. Федотов, Д.А. Китова, С.Н. Тихомиров и др. Академию ФСИН России представили заместитель начальника психологического факультета Елена Евгеньевна Гаврина, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела Татьяна Александровна Симакова, профессор кафедры общей психологии Ирина Валерьяновна Черемисова и адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров академии Денис Алексеевич Курдин.

Модераторами семинара являлись заместитель директора по науке Института психологии РАН, член-корреспондент РАН, доктор психологических наук, профессор Андрей Владиславович Юревич и ведущий научный сотрудник Института психологии РАН, кандидат психологических наук, доцент Татьяна Николаевна Савченко. С приветственным словом к участникам семинара обратился научный руководитель Института психологии РАН, академик РАН, доктор психологических наук, профессор Анатолий Лактионович Журавлёв, который в своем выступлении заострил внимание присутствовавших на актуальность рассматриваемых вопросов на семинаре для современного общества.

В рамках семинара были рассмотрены вопросы, касающиеся проблем:

  • социализации личности в контексте цифровизации;
  • правовой ответственности и репутационной безопасности личности в современных условиях;
  • условий и факторов сохранения психологического здоровья и духовного потенциала, развития креативности личности в условиях инновационного образования;
  • психологии межличностных и групповых отношений в контексте киберсоциализации;
  • психологических особенностей девиантности в киберсреде;
  • киберспорта и психологических особенностей личности киберспортсмена;
  • использования искусственных нейронных сетей в психологической работе.

    

Заведующий научно-исследовательской психофизиологической лабораторией Московского гуманитарного университета, доктор медицинских наук, профессор Вячеслав Михайлович Звоников в своём выступлении отметил ряд проблем, возникающих при взаимодействии человека с роботизированными системами, на примере использования беспилотных летательных аппаратов:

– морально-этическая и юридическая проблема: не установлена ответственность за ошибки робота или роботизированной системы, в том числе при боевом применении, то есть не определены разграничения и степень участия человека в возникающих инцидентах;

– личностная проблема: возникающие сложности для операторов при работе в полуавтоматическом режиме и в режиме перехода от автоматического управления к ручному (вопросы профессионально-психологического отбора; организация обучения и подготовки операторов, а также психологического обеспечения их деятельности).

Жизнь с появлением информационных и роботизированных систем не становится легче, она становится иной, нередко более напряжённой и сложной. По крайней мере, на это указывают исследования функционального состояния операторов сложных роботизированных систем.

В докладе профессора кафедры транспортного права и административного права Российского университета транспорта, академика Академии военных наук, доктора педагогических наук, профессора Александра Валерьевича Пищелко на тему «Криминальные угрозы и криминальные риски в киберпространстве» анализировалась динамика криминальных угроз, связанных с Интернетом. Учёный отметил, что с появлением «информационной паутины» возникли риски хищения и уничтожения информации, экономических преступлений, психологического преследования людей и доведения их до суицида. С появлением Интернета вещей возникли угрозы совершения преступлений с помощью «умных» приборов, вплоть до убийства. Налицо появление новых видов преступной деятельности, которые требуют иных методов борьбы с ними.

Заведующий кафедрой психологии труда и специальной психологии Российского государственного социального университета, доктор психологических наук, доцент Павел Александрович Кисляков в докладе «Пропаганда просоциального поведения в условиях цифровизации общества: возможности и риски» указал, что современная национальная политика РФ ориентирована на формирование просоциальной личности, осознающей значимость решения проблем социальной эффективности и безопасности не только отдельного человека, но и общества в целом, народа, а также государства, его социальных институтов. Просоциальные практики, такие как волонтёрство, не только и не столько позволяют привлечь дополнительные средства для решения социальных проблем, сколько выполняют функцию консолидации общества. Современные массмедиа как институт публичной политики могут побуждать общество к решению злободневных проблем и являться социокультурным фактором формирования просоциального поведения. В российских СМИ накоплен некоторый опыт в этой области. На телеканале ОТР выходят еженедельные телепередачи «За дело» и«Активная среда», освещающие просоциальные практики: деятельность активистов, волонтёрских отрядов, благотворительных фондов и некоммерческих организаций. Телепередачи призывают к социальной активности, популяризируя ценности взаимовыручки, добра, милосердия, гражданственности. В социальных интернет-сетях функционируют сотни сообществ, освещающих деятельность благотворительных фондов и организаций, призывающих к оказанию различной помощи. Наряду с этим в Интернете есть ресурсы, описывающие волонтёрские акции и одновременно осуждающие государство и государственные структуры за бездействие. Докладчик указал, что совместно с коллегами провёл исследование, направленное на оценку восприятия молодыми людьми просоциальных медиаресурсов (социальный ролик, телерепортаж), размещенных на видеохостинге YouTube. Проведённое исследование показало, что просоциальные медиаресурсы практически однозначно воспринимаются молодёжью, вызывая, с одной стороны, чувства благодарности по отношению к волонтёрам, сострадания к нуждающимся (80% респондентов) и, с другой стороны, негодования к государству, которое, по их мнению, должно в большей степени решать социальные проблемы (20% респондентов). Ролики транслируют различные ценности (добровольчества, патриотизма, уважения к ветеранам, любви к животным), используя различные приёмы, что позволяет зрителю выделить свой приоритет. С целью предупреждения деструктивного воздействия псевдопросоциальных медиаресурсов молодёжи необходимо показывать, что манипуляция их сознанием не только и не столько осуществляется через реализацию глобальных проектов, сколько оказывается результатом того, что происходит с ними ежедневно в киберпространстве.

В докладе начальника учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности (УНК ПСД) Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя доктора психологических наук, профессора Сергея Николаевича Федотова и старшего научного сотрудника УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Александра Владимировича Кравченко на тему «Психологические механизмы социальной инженерии при совершении преступлений (по результатам НИР с Центром по борьбе с мошенничеством ПАО «Сбербанк»)» были обоснованы актуальность и проблематика темы, представлен исторический анализ понятия «социальная инженерия». По результатам эмпирических наблюдений и проведённого контент-анализа выявлен алгоритм социоинженерной деятельности применительно к объекту влияния, обобщены наиболее популярные схемы обмана посредством социальной инженерии. Предложены пути совершенствования ведомственной подготовки специалистов по специальности 10.05.05 – Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере.

В своем докладе на тему «Особенности восприятия коррупции: традиционные и «цифровые» методы анализа» ведущий научный сотрудник лаборатории психологии личности Института психологии РАН, доктор психологических наук, профессор Джульетта Альбертовна Китова продемонстрировала методику сбора информации по восприятию коррупции населением с помощью киберпространства. Она также отметила, что коррупционные правонарушения наносят ущерб экономическому развитию государства, подрывают авторитет политических и правовых институтов, деформируют правосознание населения. Автор указала на тот факт, что, несмотря на негативное отношение к коррупции, основная масса населения продолжает включаться в коррупционные взаимоотношения. Выявление механизмов двойственного отношения личности к коррупции стало целью исследования.

Основные выводы исследования можно свести к следующим двум позициям:

– респонденты рассматривают коррупцию как двустороннее взаимодействие (взяткодатель и взяткополучатель), без осмысления (понимания) ущерба интересам общества и государства;

– в понимании респондентов коррупционное взаимодействие оценивается с помощью психологических представлений о хорошем и плохом, правильном и неправильном, без осознания правовых аспектов проблемы.

Д.А. Китова также заметила, что обращение к современным цифровым ресурсам науки позволит получить новые знания о феномене коррупции через изучение интернет-ресурсов и проведение на них метаисследований с использованием современных информационных технологий.

Доклад доктора психологических наук, профессора Дозорцевой Елены Георгиевны, главного научного сотрудника, и.о. руководителя лаборатории психологии детского и подросткового возраста Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Минздрава России, профессора кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии МГППУ и Медведевой Анны Сергеевны, старшего государственного судебного эксперта ФБУ Северо-Западного регионального центра судебной экспертизы Минюста России «Онлайн-груминг: риски для детей» был посвящён коммуникативным проблемам безопасности детей в интернет-среде. Они указали, что одной из серьёзных опасностей в интернет-пространстве стала сексуальная эксплуатация детей и подростков в форме онлайн-груминга, или сексуальных домогательств в социальных сетях Интернета. За рубежом эту тему активно обсуждают специалисты, однако в России исследований в данной области мало. Авторы описывают результаты эмпирического исследования 77 онлайн-переписок взрослых (грумеров) и несовершеннолетних. Выделены цели грумеров (совершение сексуальных действий с детьми онлайн или в реальной жизни, получение изображений интимного характера), стадии процесса онлайн-груминга (от вступления в контакт и психологической подготовки ребёнка до сексуальной коммуникативной активности) и специфические тактики грумеров на каждой стадии. Демонстрируется манипулятивный характер воздействия на несовершеннолетнего, формирование у него искаженного образа реальности и нарушение его психосексуального и личностного развития. Докладчики обратили внимание на необходимость профилактических мер, в частности, информирование детей и родителей о подобного рода угрозах в социальных сетях Интернета, а также детекции и привлечения к ответственности взрослых, виновных в совершении преступлений сексуального характера в Интернете.

Доцент кафедры юридической психологии и права Московского психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук Шпагина Елена Михайловна сделала доклад на тему «Компетенции современного педагога и психолога в области информационной безопасности детей». Автор представила свою версию компетенций современного педагога и психолога в области информационной безопасности детей.

Профессор кафедры общей психологии Академии ФСИН России, доктор психологических наук, доцент Черемисова Ирина Валерьяновна в своём докладе на тему «Киберспорт и психологические особенности личности киберспортсмена: проблемы, гипотезы, результаты» представила данные эмпирического исследования психологических особенностей киберспортсменов в сравнении с футболистами. Она отметила, что киберспорт (также известный как электронный/компьютерный спорт) – это форма соревнования с использованием видеоигр.

Теоретический анализ исследований проблемы официального признания компьютерного спорта (К.В. Сурконт), характеристик компьютерного спорта как новой спортивной дисциплины и области интересов спортивной психологии (Н.В. Богачева, Д.В. Смит), психологических особенностей игроков в компьютерные игры (А.А. Аветисова; Barlettetal.; Jing Fengetal), психологических коррелятов увлеченности компьютерными играми (Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелев, И.В. Бурмистров; P.M. Greenfield) позволил сделать выводы, послужившие основой сравнительной характеристики условий деятельности киберспортсменов и футболистов. В исследовании приняли участие 72 спортсмена мужского и женского пола в возрасте от 17 до 32 лет: 36 киберспортсменов из разных регионов России и 36 футболистов, представителей двух любительских сборных Чувашской Республики. Игровой стаж киберспортсменов – от 3 до 10 лет, а футболистов – от 8 до 20 лет.

Результаты эмпирического исследования показали, что киберспортсмены имеют менее развитые коммуникативные способности, чем футболисты; среди киберспортсменов чаще встречаются меланхолики и холерики, в то время как среди футболистов больше флегматиков и сангвиников; киберспортсмены продемонстрировали высокий уровень интеллектуальных способностей, футболисты продемонстрировали средние показатели интеллекта.

В описаниях ценности победы в спортивных соревнованиях у киберспортсменов преобладают эстетическая направленность высказываний (зрелищность и красота победы) и социальная направленность (возможность повысить свой социальный статус). Футболисты также отмечали, что победа положительно влияет на изменение социального статуса и материального обеспечения. Важно отметить, что и киберспортсмены и футболисты имеют определённые религиозные представления, позволяющие им достичь высоких спортивных результатов, они верят, что для победы большое значение имеют удача и помощь высших сил.

И.В. Черемисова указала, что материалы исследования могут быть использованы для оптимизации процесса подбора игроков в команду киберспортсменов в профессиональном киберспорте.

Курдин Денис Алексеевич – адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии ФСИН России в своём докладе «Опыт использования искусственных нейронных сетей в психологической службе уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» рассказал, что сегодня стало популярным использование искусственных нейронных сетей в различных сферах человеческого познания. Их применение в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации может помочь в выполнении стоящих перед ней задач и дать толчок к её дальнейшему общему развитию. Можно предположить, что соединение технологии психодиагностических методов, современных программных разработок, эволюционных алгоритмов позволит перейти на существенно иной уровень развития методов работы в пенитенциарной системе.

Доцент кафедры психологии образования Московского института психоанализа, кандидат психологических наук Екатерина Александровна Никулова в своём докладе на тему «Современные представления подростков о преподавателе в онлайн-среде» рассказала о специфике новых технологий, используемых в образовательном процессе, уделив особое внимание результатам исследования представлений подростков 12-16 лет о современном преподавателе в онлайн-среде и их отношения к онлайн-обучению в целом. В докладе были предложены рекомендации для преподавателей с учётом особенностей нового формата обучения.

Татьяна Александровна Симакова – ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела научного центра Академии ФСИН России, кандидат психологических наук в докладе, посвящённом анализу психологических механизмов позитивной киберсоциализации обучающихся, подчеркнула необратимость и объективность цифровизации современного образования. При этом был сделан акцент на том, что возрастание позитивных возможностей субъектов инновационной образовательной среды находится в прямой зависимости от увеличения киберрисков. Наряду с традиционно обсуждаемыми рисками киберсреды (электронными, потребительскими, коммуникативными и контентными) был психологически обоснован и охарактеризован риск репутационно-правового саморазрушения пользователей интернет-ресурсов. В докладе было отмечено, что путь предотвращения кибердевиантности предполагает определение психологических механизмов, лежащих в основе позитивной киберсоциализации и методов их диагностики. Т.А. Симакова поделилась опытом разработки диагностической методики по определению психологических особенностей киберсоциализации.

Выступление начальника информационно-аналитического отдела Института системных проектов МГПУ, кандидата педагогических наук Валерии Кирилловны Обыденковой с докладом на тему «К вопросу о репутации гражданина в киберпространстве» было посвящено постановке проблемы формирования репутации гражданина в киберпространстве за счёт цифрового следа, который, в свою очередь, возникает по ряду причин. Первая из них – активная самопрезентация (размещение в Сети информации о себе по своей воле), вторая, не менее распространенная, – пассивная самопрезентация (комментарии, «лайки», подписки на сообщества и др.). Был затронут и вклад других граждан в нашу цифровую репутацию. Докладчик привела примеры из практики и сформулировала рекомендации по управлению репутацией в киберпространстве.

Терелянская Ирина Васильевна – доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «ВГАФК», кандидат психологических наук – в своём докладе на тему «Психологические особенности личности молодых людей, склонных к киберкоммуникативной зависимости» отметила, что социальные сети Интернета, являясь своеобразными виртуальными аналогами традиционных социальных общностей, выступают социально-психологической реальностью молодого поколения, выросшего в эпоху информационного общества. На основании проведённого исследования был составлен и описан социально-психологический портрет молодого человека, склонного к зависимости от социальных интернет-сетей: неуверен в себе и своих силах, самокритичен, застенчив, неорганизован, непостоянен, подозрителен, осторожен и расчетлив в общении, эгоцентричен, проницателен, свободен от социальных норм. Социальные сети Интернета и порождаемая ими реальность динамичны, насыщенны информацией, в них предоставлена свобода действий и слова, в связи с этим представители молодого поколения нередко оказываются «захвачены и погружены» в особый мир, сконструированный сетью Интернет. По этой причине на данной ступени развития современного информационного общества важнейшей задачей выступает проведение психопрофилактической работы по предупреждению формирования зависимости от социальных интернет-сетей в молодёжной среде.

В докладе педагога-психолога Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (г. Рязань) Ольги Алексеевны Захарьящевой на тему «Основы психолого-педагогического сопровождения детей в процессе киберсоциализации» был обобщён опыт работы с детьми, родителями и педагогами в рамках психолого-педагогического сопровождения учащихся в процессе киберсоциализации. Представлены четыре этапа детской киберсоциализации: созерцательный, познавательный, активный и созидательный. Описаны возможные результаты системной работы по формированию адаптивных моделей поведения в киберпространстве.

После подведения итогов Всероссийского научно-практического семинара «Прикладная юридическая психология» на тему «Цифровизация общества: психологические проблемы личности, репутационная безопасность, правовая ответственность» его участники определили перспективные направления дальнейшего взаимодействия Академии ФСИН России и Института психологии РАН.

© Гаврина Е.Е., Симакова Т.А.

      

      

   

© Гаврина Е.Е., Симакова Т.А.

Гаврина Е.Е., Симакова Т.А. Об итогах проведения Всероссийского научно-практического семинара «Прикладная юридическая психология» на тему «Цифровизация общества: психологические проблемы личности, репутационная безопасность, правовая ответственность» в Институте психологии РАН / Е.Е. Гаврина, Т.А. Симакова // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2019. - №2(7). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/kibersocializatsiya_v_IP_RAN_2019