«Цифровая социализация молодёжи: современные формы, онлайн-угрозы и принципы профилактической работы»

29 октября 2021 года с 11.00 по 15.00 по московскому времени состоялся онлайн-семинар «Цифровая социализация молодёжи: современные формы, онлайн-угрозы и принципы профилактической работы».

На мероприятие были приглашены и приняли участие преподаватели общеобразовательных учреждений, специалисты по работе с молодёжью, представители общественных организаций, а также все интересующиеся данной проблематикой со всей России, а также Белоруссии.

Организатор семинара: ООО «Центр социальных технологий и прикладных исследований «СФЕРА».

Соорганизаторы: АНО «Институт социальной поддержки и защиты материнства, детства, семьи».

Дата проведения: 29 октября 2021 г, 11.00 (по московскому времени).

Место проведения: Zoom (дистанционно).

Цель: актуализировать знания участников семинара о процессах цифровой социализации современной молодёжи, основных факторах, определяющих её течение, а также потенциальных рисках и принципах профилактической работы в этой области.

Задачи:

1. Представить основные тенденции, наблюдаемые в области цифровой социализации современной молодёжи, в изменениях определяющих её факторов и форм реализации;

2. Обсудить потенциальные риски и новые возможности, актуализирующиеся в молодёжной среде в ходе её цифровизации;

3. Охарактеризовать наиболее опасные онлайн-угрозы и деструктивные молодёжные течения, существующие в сети интернет, а также распространяемые посредством современных информационно-коммуникационных технологий;

4. Представить основные принципы организации профилактической работы с молодёжью, направленной на нивелирование деструктивных аспектов цифровой социализации.

 

Регламент работы:

1. Сердюков Борис Владимирович, социолог-исследователь, директор АНО «Институт социальной поддержки и защиты материнства, детства, семьи», генеральный директор ООО «Центр социальных технологий и прикладных исследований «Сфера». Открытие семинара. Приветственное слово.

2. Солдатова Галина Уртанбековна, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, начальник Центра мониторинга рисков и социально-психологической помощи АСОУ, директор Фонда Развития Интернет «Особенности цифровой социализации подростков и взрослых (на материалах эмпирических исследований)».

3. Плешаков Владимир Андреевич, кандидат педагогических наук, доцент, главный редактор информационно-просветительского интернет-портала «Homo Cyberus» (http://www.homocyberus.ru), главный редактор электронного научно-публицистического журнала «Homo Cyberus» (http://journal.homocyberus.ru) «Киберсоциализация: векторы, риски и возможности».

4. Архипов Михаил Игоревич, консультирующий психолог, эксперт АНО «Институт социальной поддержки и защиты материнства, детства Семьи» в сфере родительско-детских отношений «Роль семьи в цифровой социализации молодёжи».

5. Афанасьев Юрий Валентинович, врач-психиатр, заведующий детским отделением Вологодского областного психоневрологического диспансера №1, директор АНО «Центр информационной безопасности «Защита», Член общественного совета при Уполномоченном по правам ребёнка при Президенте РФ «Формирование медиагигиены в семьи: особенности дошкольного и школьного периода».

6. Афанасьев Андрей, руководитель интернет-проекта «На распутье.ру», автор книги «Дети Интернета» «Деструктивный контент в социальных сетях: распространение, влияние на молодёжь и последствия».

7. Дакинов Александр Витальевич, психолог-преподаватель Автономной Некоммерческой Организации «Центр психологической помощи и безопасности» «Позитивные факторы влияния Интернета на молодёжь».

8. Подведение итогов. Закрытие семинара.

В числе спикеров были приглашены эксперты в области педагогики, психологии и психиатрии, представители общественных организаций и руководители социальных интернет-проектов. Участниками круглого стола выступили преподаватели общеобразовательных учреждений, методисты, социальные педагоги, работники дополнительного образования, специалисты по работе с молодёжью и студенты из Санкт-Петербурга, Улан-Удэ, Нарьян-Мара, Курска, Тюмени, Волгограда, Красноярска, Мурманска, Екатеринбурга и других городов России, а также Белоруссии.

В начале семинара с приветственным словом выступил его организатор, Сердюков Борис Владимирович, социолог-исследователь, генеральный директор АНО «Институт социальной поддержки и защиты материнства, детства, семьи». Он напомнил, что в течение летне-осеннего периода совместно с ООО «ЦСТ «СФЕРА» был проведен ряд мероприятий, посвященных различным аспектам подростковой социализации, и в процессе обсуждения так или иначе все ее негативные явления оказались связаны с вопросами изменения социально-технических условий, в которых проживает современная молодежь. Научно-технический прогресс стремительно меняет нашу жизнь, отметил Борис Владимирович, и последствия этого мы ощущаем не сразу, но они затрагивают характер отношений, складывающихся между людьми — границы личной жизни размываются, все большее число индивидуальных повседневных миров становится доступно широкому кругу людей. В таких условиях навыки, приобретаемые молодежью в ходе цифровой социализации, становятся очень важными для их успешной самореализации в смешанном пространстве и позволяют увидеть помимо перспектив ещё и угрозы, таящиеся в Интернете. Что из себя представляет цифровая социализация молодежи, каковы ее возможности и риски, а главное, как организовать профилактическую работу с молодежью, направленную на нивелирование ее негативных аспектов — эти и другие вопросы будут рассматриваться на семинаре.

Первой свой доклад на тему «Особенности цифровой социализации подростков и взрослых» представила Солдатова Галина Уртанбековна, член-корреспондент РАО, начальник Центра мониторинга рисков и социально-психологической помощи АСОУ и директор Фонда Развития Интернет. Она поделилась данными эмпирических исследований, полученных за время активной работы на поле цифровой и информационной социализации с 2009 года. Эксперт уточнила, что цифровое поколение (поколение Y+поколение Z+поколение Альфа) становится очень влиятельным демографически и социально, поэтому очень важен внутрипоколенческий и межпоколенческий анализ. В своем выступлении она опиралась на исследование, связанное с проектом Российского научного фонда, посвященным цифровой социализации в культурно-исторической перспективе. Галина Уртанбековна рассказала о концепции и определении цифровой социализации, гипотезе новой нормальности и техносистеме как значимой части экосистемы формирующейся личности. «Оптика новой нормальности требует смены взглядов на окружающий мир, нового набора правил и идей, и, используя этот термин, мы пытаемся переосмыслить прошлое, утверждая в качестве стандарта настоящее» — отметила выступающая. В контексте цифровых трансформаций возникает особый интерес к феномену цифрового детства как исторического типа детства «новой нормальности». За зону ближайшего развития ребенка теперь конкурируют не только значимые взрослые, но и онлайн-среда, и возможности конструирования взрослыми детства снижаются. Новая нормальность предполагает сочетание и взаимодействие цифровой и традиционной социализации. Эксперт отметила важный момент в своей концепции — в процессе социальной эволюции сознание сращивается с внешними орудиями и знаковой реальностью, техносистема встраивается в когнитивную и социальную систему человека, интегрируется с ней и видоизменяет ее. Галина Уртанбековна перечислила концепты исследования цифровой социализации и подробно описала ее ключевые измерения, через которые осуществляется формирование новой цифровой социальности с ее новыми возможностями и формами. Эксперт также раскрыла аспекты эмоционального отношения подростков к своим цифровым достройкам и коснулась темы деструктивных рисков в сфере цифровой социальности (киберагрессия, шерентинг, рекрутинг и другие). В завершение выступления она рассказала о курсе «Кибербезопасность», созданном для повышения цифровой компетентности школьников и расширения возможностей полезного и безопасного использования ими Интернета.

Тему основных векторов, рисков и возможностей киберсоциализации в своем выступлении раскрыл Плешаков Владимир Андреевич, главный редактор информационно-просветительского интернет-портала и электронного научно-публицистического журнала «Homo Cyberus». Он обратил внимание слушателей на то, что ранее человек жил на стыке трёх реальностей: реальная, вымышленная и психическая, и лишь в 20-м веке появилась четвертая — киберреальность, человек стал четырехмерным. Но при этом социализация человека в киберпространстве не должна замещать обычную. Докладчик перечислил и подробно раскрыл 4 основных вектора киберсоциализации с учётом их основных рисков, возможностей и системных решений проблем в Сети. По его мнению, для минимизации рисков киберкоммуникации необходимо обучение киберэтикету — культуре поведения в сети, нужна выработка золотой середины между киберстерильностью и киберзависимостью. В конце выступления Владимир Андреевич рассказал о миссии своего просветительского проекта «Homo cyberus», созданного с целью повышения осмысленности, сознательности и рациональности безопасного использования людьми ресурсов и возможностей киберпространства.

Роли семьи в цифровой социализации молодежи коснулся консультирующий психолог Архипов Михаил Игоревич, эксперт АНО «Институт социальной поддержки и защиты материнства, детства Семьи» в сфере родительско-детских отношений. Семья — это то место, где закладывается основа функционирования личности будущего человека, как считает эксперт, и вопрос цифровой социализации связан с безопасностью в семье, которая была у ребенка в процессе становления. Существуют различные виды семейных отношений: психологические, психофизиологические, социальные и культурные, и социальные – это система взаимодействия, которая потом станет образцом для выстраивания отношений с внешним миром. Он кратко перечислил возрастные психологические новообразования, и заметил, что проблема цифровизации с раннего детства приводит к тому, что к началу подросткового возраста объем знаний родителей гораздо меньше объема знаний детей. Родители уже не в состоянии контролировать ни контент, ни количество времени, ни направление взаимодействия ребенка с контентом внутри Сети. Эксперт считает, что критическое мышление — единственный инструмент безопасной цифровой социализации молодежи, и первый ее этап — понимание родителями количества и частоты использования гаджетов. Объем доступной информации, в том числе непроверенной, увеличился в сотни раз, поэтому основные базовые навыки и компоненты критического мышления должны закладываться дома. Заканчивая выступление, он отметил, что протестное поведение формируется быстро и деструктивно, и запрет Интернета для ребенка опасен, так как в перспективе однозначно приведет к протесту.

Афанасьев Юрий Валентинович, врач-психиатр, директор АНО «Центр информационной безопасности «Защита», член общественного совета при Уполномоченном по правам ребёнка при Президенте РФ продолжил тему роли семьи в цифровой социализации молодого поколения и представил доклад об особенностях формирования медиагигиены семьи в дошкольный и школьный периоды. Он начал с примеров того, как запрет на пользование Интернетом приводит к выраженным протестным реакциям. Заниматься информационной безопасностью в школе категорически поздно, как считает эксперт, думать о формировании медиагигиены семьи нужно с момента планирования рождения ребенка. Юрий Валентинович выделил и подробно раскрыл 5 болевых точек, по решению которых они с коллегами работают в АНО «Защита»: ранний вход детей в Интернет-пространство, низкая осведомленность и отсутствие профессионального сопровождения специалистов, низкий уровень психологической медиаграмотности и вовлечённости родителей в обеспечение безопасности детей, недостаточность системной информационно-просветительской работы, отсутствие кадров для работы в направлении информационной безопасности. Он перечислил составляющие информационной безопасности и отметил безграмотность детей в юридической и правовой составляющих, а также необходимость их просвещения в этом направлении. «Дети — уверенные потребители, но глубины и критики понимания, что происходит, все-таки нет», – заметил эксперт. У детей есть лишь набор «фейков», мифов и манипуляций, и с нашей стороны нужна убедительная аргументация, чтобы стать для них авторитетом.  Докладчик перечислил составляющие индекса цифровой компетенции и показал результаты исследования на тему компетенции родителей в вопросах цифровой безопасности детей дошкольного возраста. Нет 100% вины родителей или школы в формировании Интернет-зависимости, как считает Юрий Валентинович, это наша общая проблема. По его мнению, наиболее важно работать с родителями, которые занимают двоякую позицию — понимают, что сидеть в Сети плохо, но при этом считают, что ребенок там развивается. При этом Интернет не развивает речь, пространственное восприятие, воображение, сенсорную интеграцию, а лишь отвлекает, и бесконтрольное его использование приводит к системным неврозам, снижению памяти и концентрации внимания у детей. Поэтому важно сопровождать детей в Сети с раннего возраста, и чем раньше сформировать вебкультуру, тем лучше. Подводя итоги выступления, Юрий Валентинович подчеркнул — ребенка из Интернета (полностью удовлетворяющего его потребности)  мы не достанем, поэтому надо предлагать ему альтернативы общения, коммуникации.  В целом, для формирования медиагигиены и защиты подросткового периода, необходимо опираться на три столпа — контроль, альтернатива и культура.

Афанасьев Андрей, руководитель интернет-проекта «На распутье.ру» и автор книги «Дети Интернета» охарактеризовал технологии распространения деструктивного контента в социальных сетях и последствия их влияния на молодёжь (воронки вовлечения, перекрестное опыление, информационный кокон и т.д.). Главной проблемой современности он считает то, что родители и дети живут в разных медиареальностях, и родители могут не иметь представления о темах, популярных в подростковой среде, так как не состоят в группах, интересных детям. В своей презентации Андрей продемонстрировал пугающую альтернативную цифровую реальность, в которой живут многие современные дети, и которая их активно социализирует: околоюмористические паблики вКонтакте (пропаганда цинизма), сеть международных каналов анимированные истории на Youtube (пропаганда ЛГБТ, смены пола и ненависти к родителям), искусственно созданные мемы и вбросы на тему «Яжемать» (антисемейный контент), группы чайлдфри и радфем (антидемографическая диверсия), челленджи в Тик-токе (выработка обезьяньего инстинкта). Все это — высокотехнологичное оружие по изменению поведения и убеждений подрастающего поколения. Очень важно, подчеркнул выступающий, что ребенок не ищет деструктив — он сам его находит, при этом системы родительского контроля не работают ни на YouTube, ни в поисковиках. Поэтому эксперт рекомендует родителям зарегистрироваться ВКонтакте и подписаться на группы, в которых состоит ребенок, чтобы видеть, какой контент приходит к нему в ленту. Подводя итоги презентации, Андрей подчеркнул — в современных реалиях дети в Сети всегда оказываются в роли жертв, которыми манипулируют все, начиная от глобальных медиаплатформ и заканчивая распространителями антисоциальных идей. В таких условиях сетевая социализация детей происходит не по тому сценарию, по которому хотелось бы родителям, и у ребенка нет шансов самостоятельно противостоять этому. В завершение доклада эксперт также прошёлся по основным тезисам и целям семинара с позиции анализа социальных сетей и медиавлияния, привел категории деструктивного контента и подробно раскрыл каждую из них.

Дакинов Александр Витальевич, психолог-преподаватель АНО «Центр психологической помощи и безопасности», напротив, представил доклад о позитивных факторах влияния Интернета на молодёжь. В своем выступлении он опирался на научные исследования, говорящие о том, что Интернет благоприятно влияет на социализацию и формирование социальных связей у общества, и основной вопрос в том, пойдут эти связи в позитивную или негативную сторону. Позитивную сторону использования Интернета эксперт видит в изучении новых специальностей, повышении факторов обучения и успеваемости, знакомству с другими культурами и иностранными языками, участии в киберспорте и кибертурнирах, обучении командной работе и возможности анонимного обращения за психологической помощью в сложной ситуации. Негативная же сторона – возможное увлечение ребенком радикальными течениями, потеря чувства контроля над временем и формирование Интернет-зависимости. При этом Александр Витальевич считает, что использование ребенком Интернета в позитивных целях зависит от социального примера родителей и того, для чего они сами используют Сеть.

В ходе дебатов обсуждались такие важные вопросы, как недостаток информации об интернет-рисках и недостаточное понимание вебпроцессов, взаимодействие социализации с цифровой социализацией, развитие критического мышления у детей, ослабление роли семьи в подростковой социализации, различия в цифровой социализации у разных поколений, борьба в других странах с онлайн-зависимостью детей, феномен компьютерных клубов как переплетения цифрового и живого общения, использование Интернета как инструмента глобализации. Также проходила полемика насчёт способов ликвидации цифровой безграмотности.

Эксперты пришли к выводу, что для контроля и управления цифровой социализацией подрастающего поколения необходимы следующие меры: повышение квалификации и киберкомпетенции родителей и специалистов по работе с молодежью, разработка методики изучения смешанной реальности, комплексный подход к изучению социализации, сопровождение и контроль родителями процесса киберсоциализации, организация уроков интернетоведения в школах, пересмотр и перестройка системы функционирования классного руководства, создание комитета по решению проблемы киберсоциализации, необходимость разработки критериев норм и законов цифровой социализации, создание офисов социальных сетей для обращений и жалоб, доработка алгоритмов на сайтах и медиаплатформах, чистка противоправного контента, введение в законодательство понятия «деструктивный контент» и принуждение социальных сетей к выполнению законодательства.

Подводя итоги круглого стола, Сердюков Борис Владимирович поблагодарил докладчиков за интересную и практически значимую дискуссию и отметил, что цель, поставленная перед семинаром, была достигнута: представлена актуальная информация о процессах цифровой социализации современной молодёжи и основных факторах, определяющих её течение, а также потенциальных рисках и принципах профилактической работы в этой области. Организатор также подчеркнул важность реализации комплексной учебно-методической деятельности, направленной на формирование профессионального сообщества в социальной сфере, и сообщил, что в данный момент Центр социальных технологий и прикладных исследований «СФЕРА» заканчивает разработку программы дополнительного образования в данном направлении и в скором времени представит курсы повышения квалификации для работников социальной сферы.

Данный семинар рекомендуется к ознакомлению специалистам по работе с молодежью, социологам, педагогам, психологам, методистам, воспитателям ДОУ, а также всем интересующимся данной тематикой.

 

Смотреть запись:

В данной записи частично использованы материалы из источника.