Секция «Киберсоциализация: человек в информационном пространстве» на XII Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии
18 апреля 2017 года на факультете педагогики и психологии МПГУ состоялась XII Межвузовская конференция молодых ученых по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии.
Традиционно конференция проходила в режиме заседаний проблемных секций, одна из которых – «Киберсоциализация: человек в информационном пространстве».
Руководитель секции: Плешаков Владимир Андреевич, кандидат педагогических наук, доцент, профессор МПГУ.
Эксперты секции: Лейбовский Марк Абрамович – кандидат педагогических наук, доцент, профессор МПГУ; Проценко Леонид Михайлович – кандидат психологических наук, доцент, доцент МПГУ; Обидина Татьяна Валентиновна – преподаватель МПЭК РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Секретарь секции: Румянцева Екатерина Геннадьевна.
1. Верейкина Светлана Николаевна, «О медиаграмотности как факторе успешной киберсоциализации младших школьников».
Автором рассмотрены такие понятия, как информационная и медийная грамотность. СМИ, по мнению автора, могут представлять угрозу для неокрепшей психики младших школьников из-за большого и неконтролируемого потока информации, которую они потребляют. В результате, у младших школьников вытесняются такие понятия, как доброта, честность и т.д., и им на смену приходят эгоцентризм, потребительское отношение, и важно сформировать правильную шкалу ценностей и взглядов у подрастающего поколения.
Рассмотрены особенности киберкоммуникации школьников в социальных интернет-сетях, а также предложены условия, при которых медиаграмотность как результат образования может быть фактором успешной киберсоциализации младших школьников.
2. Румянцева Екатерина Геннадьевна, «Юмор в Сети как элемент воспитания в интернет-пространстве».
В докладе обозначена актуальность проблемы воспитания в интернет-пространстве, рассмотрены функции юмора с педагогической точки зрения, а также особенности интернет-коммуникации и сленга в Интернете. Автор также указывает на зависимость полученного воспитания и дальнейшего поведения человека в Интернете, а также варианты борьбы с таким явлением, как кибертроллинг.
3. Дембицкий Юрий Сергеевич, «Геймификация образования: рассуждения на тему идеального предмета киберобразования посредством игры».
В данном докладе представлены рассуждения на заданную тему, а именно: геймификация образования являет собой приближение образования к игровой деятельности, особенно у младших школьников. Раскрыта модель «идеальной компьютерной игры», какой она должна быть для того, чтобы её можно было использовать в образовательной сфере, а также рассмотрены некоторые существующие компьютерные игры, которые приближены к этой идеальной модели и перспективы их применения в образовании.
4. Оздемир Шюкрю, «Педагогическая профилактика зависимости школьников от компьютерных игр (на материале турецкой культуры)».
Основная идея доклада – формирование системы диагностики и профилактики компьютерной игровой зависимости. Описаны и проанализированы особенности получения образования разного уровня (на примере турецкой культуры). Проведен анализ сущности игровой зависимости и разработана схема её профилактики, а также изложена опытно-экспериментальная часть исследования.
5. Гагарина Полина Алексеевна, «Профилактика суицидального поведения в сети Интернет».
Рассмотрены основные группы суицида, их особенности и причины, факторы риска для отнесения человека к состоянию, приближенному к суицидальному. Акцент сделан на «группах смерти» в сети Интернет, их сущности и результатам участия в подобных группах. Автором предложены меры по профилактике подобного поведения.
6. Носкова Василиса Сергеевна, «Специфика медиаскетного поведения московской молодежи».
Рассмотрено понятие «медиаскетное поведение». В докладе указывается, что такое явление, как медиаскетное поведение, становится трендом, поскольку увеличивается число жертв киберсоциализации и люди пересматривают свои приоритеты по нахождению в киберсреде и временному отказу от средств информационно-коммуникационных технологий. Сделаны выводы по проведенному практическому исследованию и даны рекомендации по организации эффективного медиаскетного поведения молодежи, а также приведены правила медиаскетизма.
Лучшим докладом секции был единодушно признан экспертами доклад Гагариной Полины о профилактике суицидального поведения в сети Интернет.
В этом году на секции было не так много выступающих, как обычно, однако работа секции от этого только выиграла возможностью более детального и вдумчивого обсуждения доложенных выступающими тем.
Полный фотоотчет работы секции тут.