Вечная проблема отцов и детей

Родители зачастую недовольны  тем, что их дети много и, как кажется взрослым,  впустую проводят время в Интернете. Однако вспомним детство в 80-е годы прошлого века. Это как раз то время, когда детьми были многие современные родители.

В 80-е годы дети среди прочих занятий смотрели телевизор, слушали музыку и общались по телефону.

Заметим, что организация процесса просмотра телепередач шла в основном из семьи. Так если в одних семьях было принято отмечать  в телепрограмме интересные передачи и целенаправленно включать телевизор в нужное  время,  в других семьях просто бесцельно «листались» каналы, либо телевизор был включен целый день, «для фона». Это напоминает нынешнюю ситуацию с Интернетом, когда одни заходят в Интернет, ставя перед собой конкретные цели и следуя им, другие – переходят от ссылки к ссылке, занимаясь так называемым веб-серфингом и «убивая» свое время, которое иногда больше нечем занять.

Перейдем к теме телефонных разговоров. Зачастую складывалось так, что школьники, вернувшись после уроков домой, сразу направлялись к телефону и могли по часу  общаться с теми, с кем только что расстались в школе. И, как правило, родители не могли оставить данную ситуацию без внимания и не возмутиться. «Слушая телефонный разговор двух подростков, взрослые буквально выходят из себя от его бессодержательности, незначительности сообщаемой информации: «Опять ты треплешься со своим Вовкой! Вам и сказать-то друг другу нечего! Сорок минут болтовни — и ни одной стоящей мысли, ни одной законченной фразы, одни междометия! До чего же пустая молодежь пошла!»[1] - писал выдающийся советский и российский социолог, социальный психолог, антрополог, философ и сексолог И.С. Кон о возмущенных родителях детей из 80-х. При этом  И.С. Кон указывал на важность для подростка такого, казалось бы «пустого разговора». Он важен для подростка и с эмоциональной точки зрения, и поскольку, как пишет И.С. Кон, «телефонный разговор для старшеклассника - не просто обмен информацией, но и способ самоутверждения; поэтому очень важно, сколько бывает звонков, кто кому звонит и т.п.». Снова считаем возможным провести параллель с современной действительностью, когда  подростки заходят на свои страницы в социальные сети интернет-среды, чтобы посмотреть кто и сколько раз «лайкнул» фотографии, их посты, репосты и т.д. И для них это важно!

Теперь обратимся к теме прослушивания музыки. Проведенные все в те же 80-е годы исследования позволили специалистам сделать вывод о том, что «благодаря своей экспрессивности, связи с движением и ритмом музыка лучше, чем какое-либо другое искусство, позволяет подростку оформить и выразить свои эмоции, смутные переживания, которые невозможно передать словами, разве что в поэзии: ведь она тоже своего рода музыка…»[2] Кроме того, для подрастающих поколений важно, что  музыка для молодежи творится, как правило, самой молодежью. Поэтому подростки как слушали, так и слушают музыку. Только носители, с которых  прослушиваются музыкальные записи, меняются. И в настоящее время, конечно же, многие слушают музыку, находясь в тех же социальных сетях Интернета.

Таким образом, как и в 80-е годы, в настоящее время подростки опосредованно общаются, слушают музыку, смотрят фильмы и т.д., только тогда их деятельность казалась более разнообразной, ибо осуществлялась она посредством телефона, магнитофона и телевизора, а в XXI веке для всего этого есть Интернет.


[1] Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 252 с.

[2] Там же.

© Татьяна Обидина и "Homo Cyberus"