Межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Homo Instagramus: человек в цифровом обществе»

1-2 марта 2018 года в Корпусе гуманитарных факультетов Московского педагогического государственного университета (МПГУ) по адресу: г. Москва, пр. Вернадского, д.88 (м. Юго-Западная) прошла Межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Homo instagramus: человек в информационном обществе». Она была организована дирекцией и студенческим советом Института социально-гуманитарного образования (ИСГО) и направлена на обсуждение различных проблем формирования цифрового общества, вопросов социального, антропологического, правового, образовательного, социально-культурологического и экономического характера, а также этического аспекта происходящих процессов.

   

Слушателями конференции были студенты, магистранты разных факультетов МПГУ с разных курсов и направлений и студенты из других ВУЗов, а также приняли участие в конференции студенты 2 и 3 курсов ПОУ «Колледж современного управления».

Целью конференции было вовлечение студентов в сферу социально-гуманитарного знания через активизацию межвузовского сотрудничества студенческих научных обществ.

Пленарное заседание конференции прошло в Концертном зале, где всех присутствующих встречали чудесные звуки скрипки, игравшей произведения Баха и лирические стихи.

Вступительное и приветственное слово произнес директор ИСГО МПГУ, д.э.н., профессор М.М. Мусарский. Он рассказал о тенденциях будущего информационного развития, отметил, что легализация значительной части экономики страны в последние годы является прямым результатом информатизации и цифровизации нашего общества. Самостоятельный поиск знаний и самостоятельный образ жизни прививают навыки. Для современного ВУЗа главными задачами являются обучение студента самостоятельно добывать знания и поддержка исследования молодых ученых. Марк Михайлович пожелал студентам стремиться к знаниям, развивать в себе познавательные способности и проявлять интерес к саморазвитию, в том числе и через открытие для себя чего-то нового и интересного на этой конференции, успешной и плодотворной работы на секциях.

Пленарное заседание конференции было открыто докладом к.пед.н., профессора кафедры технологии и профессионального обучения МПГУ М.Е. Вайндорф-Сысоевой «Digital Leaning – перспективное направление развития МПГУ». Марина Ефимовна поведала о перспективах развития образовательных программ в университете, о новых тенденциях и образовательных платформах, о важности обучения современным технологиям студентов и самих преподавателей. Она подчеркнула необходимость понимания, как учить студентов в современных условиях. Рассказала о том, что инициатором организации Ассоциации педагогических ВУЗов России стал МПГУ.

Марина Ефимовна рассказала о современных тенденциях в образовании в области информационных технологий. Персонализация обучения содержит четыре важных компонента:

1) культура обучения – самодостаточная среда, организованная по максимуму;

2) аудитория обучающихся и технология обучения – в этом компоненте произошли существенные изменения, например, теперь все оценивается комментировано. Нельзя выставить оценку и не объяснить, почему она такая.

3) учитель-ученик – партнеры в отношениях и в обучении;

4) «цифровой след» – что написано пером, не вырубишь топором. Вся информация остается в информационном пространстве навсегда;

Она назвала три тенденции в обучении:

1) перевернутое обучение – ученик учит учителя;

2) обратное обучение – один учитель учит ученика неизведанному, ученик учит учителя;

3) перевернутый класс – дома теория, в классе – практика.

Вайндорф-Сысоева М.Е. поднимала такие вопросы, как открытое образование как интернет-ресурс образования, ООК – открытые онлайн-курсы, современные платформы для образования. По мнению Марины Ефимовны, электронное образование требует не только обеспечения нормативно-правовой базой, но и образовательной информационной средой. Электронная образовательная среда необходима и для самих преподавателей для повышения квалификации, переподготовки, углублению и совершенствованию своих знаний и компетенций.

С докладом «Цифровое поколение: миф маркетологов или реальность современной культуры?» выступила доктор культурологии, профессор кафедры культурологии И.А. Купцова. В своем выступлении Ирина Александровна рассказала о том, что такое поколения, как называют различные поколения, сколько их и какие существуют различия между ними.

В своей презентации она наглядно указала на их основные характерные черты; объяснила, почему вопрос поколений раньше не поднимался и чем он так интересен в настоящее время. Купцовой И.А. были затронуты следующие проблемы поколений: различие ценностно-смысловой сферы людей разных поколений, поведенческие стереотипы, присущие тому или иному поколению, особенности паттернов поведения в различных ситуациях, а также привела основные факты обо всех поколениях.

А.А. Кайгермазов – начальник отдела воспитательной работы и молодежной политики МПГУ – представил свой доклад «Особенности формирования стереотипов мышления в цифровом обществе». Тема его выступления вызвала бурю эмоций у молодого поколения и заинтересовала абсолютно всех присутствующих.

Арсен Арсекбиевич быстро нашел контакт с залом и сумел захватить аудиторию интересными и яркими типичными примерами формирования у молодежи определенных стереотипов поведения, в очень доступной форме объяснив процесс формирования у людей специфических стереотипов мышления определенными силами общества с помощью рекламы, СМИ и информационного пространства для закрепления определенных паттернов поведения, для покупки товаров тех или иных брендов, для навязывания определенного стиля жизни и мышления в целом.

В конце выступления, Кайгермазов А.А. на вопрос о том, что бы он посоветовал молодым людям для того, чтобы они смогли научиться мыслить самостоятельно, а не навязанными стереотипами и под влиянием воздействия на них через информационные каналы киберпространства, Арсен Арсекбиевич посоветовал перед совершением какого-либо действия, покупки или поступка, задавать себе один самый главный вопрос: «Зачем? Зачем мне это нужно, зачем делать, зачем покупать?».

После завершения пленарного заседания участники конференции разошлись для работы по секциям.

   

   

Основные направления работы конференции по секциям:

Секция 1. Государство и цифровое общество: регулирование и правоотношения

На секции обсуждались: роль государства в развитии цифрового общества, изменения в общественной и политической жизни, в различных отраслях права, потребность общества в развитии цифровых технологий.

Секция 2. Ребенок в цифровом обществе, факторы риска

На этой секции прошло обсуждение влияния цифрового общества на процессы воспитания, перспектив образования детей и молодежи; были рассмотрены различные виды угроз, с которыми могут столкнуться дети и их родители в процессе формирования цифрового общества, а также пути их решения.

Секция 3. Киберкультура и социализация в цифровом обществе

Третья секция провела обсуждение изменений культуры, связанных с формированием цифрового общества, усилением влияния информационной среды, позитивными и негативными сторонами этого процесса; возникновение новых институтов и агентов социализации, новых форм деятельности людей.

Секция 4. Молодежь и цифровое общество: поколения х, у, z

Этой секцией было проведено обсуждение исторического формирования новых поколений, позитивных и негативных сторон этих процессов, связанных с формированием цифрового общества.

Секция 5. Искусственный интеллект

Здесь велось обсуждение искусственного интеллекта и робототехники, машинного обучения. Обсуждение проблем искусственного интеллекта с позиции антропологического, социально-экономического, экзистенциального и этического аспектов.

Секция 6. Цифровая экономика и ее последствия

На последней секции прошло обсуждение изменений ключевых экономических процессов, происходящих в условиях развития цифрового общества; перспективы и угрозы развития криптовалюты, цифровых валют, роста развития рекламы и т.д.

В рамках конференции прошли заседания круглых столов и были проведены мастер-классы:

  1. Мастер-класс по созданию презентаций;
  2. Школа межкультурных коммуникаций;
  3. Мастер-класс по съемке и монтажу видеоматериалов;
  4. Мастер-класс по работе с графическими редакторами;
  5. Центр социологических исследований: технологии проведения социологических исследований;
  6. Мастер-класс по киберспортивным дисциплинам;
  7. Создание резюме на английском языке – Level Up совместно с ШМК.

 

Работа Секции 2 РЕБЕНОК В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ: ФАКТОРЫ РИСКА началась вступительным словом куратора секции, Л.В. Козиловой и С.К. Гуськовой, к.пед.н., доцентов кафедры управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой Института социально-гуманитарного образования МПГУ. Они представили ведущих секции, Ширяева И.Н., магистранта 2 курса и Пархоменко Д.Д., студентку 2 курса бакалавриата ИСГО, а также задали вектор направления работы секции и представили авторов тематических докладов.

   

Вводная часть была прекрасно подана двумя ведущими работы секции, ими были обозначены и намечены те направления проблемы, которые интересно и необходимо обсудить и которые могут и будут рассматриваться в рамках работы секции по названной теме.

Открыла заседание секции Д.Д. Пархоменко докладом «Использование информационных технологий в процессе обучения и социализации детей с ОВЗ». Доклад был представлен в научной форме, на достаточно высоком уровне изучен вопрос обоснованности и эффективности применения информационных технологий при работе с особыми детьми, которым в игровой и наглядной форме удается воспринимать и запоминать информацию, что не удавалось им при использовании традиционных методов обучения по спецпрограммам. Дарья поделилась своими мыслями о перспективах работы с детьми с ОВЗ с применением различных образовательных технологий и специально разработанных программ.

Далее, с докладом на тему: «Аппарат BrainPort – технология будущего» выступила М.А. Федорова, магистрантка 1 курса дефектологического факультета, учитель-дефектолог, которая поделилась своими исследованиями в области применения Аппарата BrainPort для детей, имеющих отклонения в развитии. Мария Алексеевна рассказала про аппарат BrainPort, который применяется в медицинских целях и работа которого основана на системе стимулирования головного мозга. Он позволяет поддерживать и восстанавливать нейропластичность мозга и утраченные функции человека при травмах, инсультах, врожденных или приобретенных нарушений отдельных функций некоторых органов человека, таких как слух, речь, движение и проч.

Путем воздействия на отдельные участки головного мозга через электрические импульсы, можно добиться существенного улучшения состояния пациента в части восстановления речевой функции, снижения тремора, улучшения походки и проч. Эта методика работает следующим образом. При подключении человека к аппарату происходит электрическая стимуляция кожи на кончиках пальцев или через язык (поскольку эти органы содержат наибольшее число рецепторов, способных подавать сигналы в мозг) с помощью специальной матрицы с рецепторами, которая подает сигналы на язык, которые поступают в мозг и трансформируют сигнал в действие.

Такая работа проводилась со слепыми людьми, которые, получая сигналы в мозг, могли самостоятельно дойти, например, до кухни, поставить чайник и заварить себе чай в совершенно незнакомой обстановке

Этот аппарат может существенно улучшить качество жизни пациентам с различными травмами мозга, рассеянным склерозом, пациентам после инсульта, с болезнями Паркинсона и Альцгеймера, а также больным ДЦП. Позволяет восстановить координацию движений, функции речи, сон и активизировать мозг на восстановление организма. Он абсолютно безопасен и прост в применении и не имеет противопоказаний.

На сегодняшний день существует 2 главные проблемы для массового применения Аппарата BrainPort в широком масштабе и не только для медицинских целей:

- он есть только в нескольких научных и коммерческих центрах, его применение довольно дорогостоящее и на его использование для лечения большая очередь;

- запрет на применение аппарата для детей, в то время как самый максимальный эффект от его применения достигается на ранних стадиях заболевания.

Следующим выступающим был В.Р. Минаев, студент 3 курса психолого-педагогического бакалавриата Института детства МПГУ. Его доклад «Человек цифровой эпохи: творец или потребитель?» вызвал живой интерес среди участников работы секции. Виталий Романович продемонстрировал короткометражный мультфильм и задал двум группам участников вопросы для размышления: Что такое творчество? В каких условиях оно возникает и что препятствует творческому процессу личности? Можно ли менять условия, в которых проходит творческий процесс?

Активное обсуждение заданных параметров дискуссии привело всех участников к интересным результатам: по большинству вопросов обе группы пришли к единому мнению по поводу происходящих в цифровом пространстве творческих процессов. Обсуждение этих проблем творческой личности в эпоху цифровизации подтолкнуло к мысли о нестандартности мышления неординарных личностей и убедило присутствующих, что трудности и препятствия лишь подталкивают изобретателя ко все более неординарным решениям и являются двигателем творческой деятельности, а не ее тормозом.

И в заключении участники секции заслушали доклад Р.П. Белова, студента 3 курса факультета начального образования ИСГО. Роман Павлович в своем докладе «Обоснованность применения медиатехнологий в образовании» рассказал о положительных и отрицательных сторонах применения медиатехнологий в образовании, о подлинной и мнимой интерактивности. О проблемах преобразования материала в интерактивный.

В результате участники секции получили возможность обсудить проблему – как подмену преподавания медиасредствами превратить в дополнение преподавания медиасредствами. Обсудили обоснованность применения тех или иных медийных технологий в процессе обучения, поговорили о том, что при использовании педагогом различных средств преподнесения материала активизируют различные виды памяти у обучающихся, что является обязательным элементом процесса обучения. А также отметили, что в нашей стране далеко не во всех школах, колледжах и институтах существует материальная база для обеспечения классов интерактивным оборудованием.

   

   

Выступления докладчиков были выстроены логически, изложены с научной позиции с использованием специальной терминологии, что не сказалось на простоте восприятия даже сложного специфического материала, такого, как, например, доклад преподавателя-дефектолога Е.А. Федоровой Доклады были интересны в своем разнообразии направлений, согласно общей тематики секции.

Все участники секции активно принимали участие в обсуждении каждого выступления, задавали много интересных вопросов докладчикам и высказывали свой взгляд на те вопросы, которые поднимались в теме выступления и даже выходили за рамки только очерченного круга вопросов.

Дискуссии были аргументированными, позиции интересными и научно обоснованными. В конце работы все самые активные участники дискурса были награждены Дипломами в различных номинациях, что послужило еще одним приятным и интригующим моментом в проведении конференции.

   

После окончания конференции всем участникам раздали сертификаты докладчиков, поблагодарили за участие и пригласили принять участие в Международной конференции «Цифровизация экономики и общества: вызовы для системы образования», которая состоится 24-25 апреля 2018 года.

   

 

© Верейкина Светлана и "Homo Cyberus"

Верейкина Светлана Николаевна, экономист, магистр психолого-педагогического образования, аспирант кафедры социальной педагогики и психологии ФПП ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», преподаватель финансовых дисциплин ПОУ «Колледж современного управления»